БИЗНЕС-ЦЕЛЬ
Крупнейшему российскому системному интегратору необходимо было в кратчайшие сроки запустить онлайн-систему по размещению тендеров о госзакупках товаров и услуг. Требовалось обеспечить тщательный контроль качества и подтвердить работоспособность системы в различных критических ситуациях.
Тестируемый продукт
Клиент разработал онлайн-систему размещения тендерных заявок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд и нужд субъектов Российской Федерации.
Изначальное требование к созданной системе заключалось в обеспечении её бесперебойной работы, способности выдерживать высокие нагрузки, отказоустойчивости и сохранности данных. Чтобы ускорить процесс ввода системы в эксплуатацию, клиенту необходимо было найти стороннего подрядчика по тестированию и контролю качества ПО для проведения внешнего аудита и допуска системы к широкому использованию.
ОБЗОР ПРОЕКТА
Выбор исполнителя, пилотный проект
Благодаря высокому профессиональному уровню, наличию соответствующего опыта и рекомендациям команда «Точки качества» идеально подошла клиенту на роль подрядчика. На первом этапе нам поручили тестовое задание, заключавшееся в детальной проверке безопасности созданной системы.
В ходе работы наши специалисты обнаружили критические уязвимости в механизме разграничения прав доступа, которые могли повлечь за собой утечку данных и, как следствие, значительные финансовые потери при эксплуатации системы в будущем. Заказчик был удовлетворен результатом тестового задания и выразил готовность к активному и долгосрочному сотрудничеству.
Функциональность
Система — это полноценное автоматизированное веб-приложение по размещению государственных заявок (заказов) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд и нужд субъектов РФ.
Система размещения заявок о закупках подразумевает следующие функции:
-
визуализация контента;
- администрирование заявок;
- размещение заказа;
- ведение реестра контрактов;
- размещение нормативно-справочной информации;
- автоматический контроль заявок;
- подсистема интеграции;
- каждый из этих модулей требовал проведения тщательного тестирования на корректность вывода данных в зависимости от действий пользователя.
Процесс тестирования
Функциональное тестирование
В рамках функционального тестирования специалисты «Точки качества» проверили соответствие созданной системы заявленным функциональным требованиям и заложенной бизнес-логике. Двигаясь от наиболее критичных к менее важным функциям, команда выполнила большой объём работ по выявлению дефектов, в конечном итоге, подтвердив готовность системы к запуску в короткие сроки.
Тестирование интерфейса
Тестирование интерфейса, наряду с кроссбраузерными тестами, позволило выявить возможные дефекты при работе с различными средствами просмотра веб-контента, и, соответственно, произвести отладку и корректировку шаблонов веб-страниц. Кроме того, команда UI-специалистов «Точки качества» исследовала интерфейс системы с точки зрения удобства работы и простоты понимания для конечного пользователя.
Стресс-тестирование, тестирование стабильности системы
Проверка поведения системы в различных нетипичных ситуациях, вызванных техническими или программными сбоями, позволила сделать работу системы более стабильной и предсказуемой.
Тестирование производительности / нагрузочное тестирование
В связи с тем, что созданная система имеет государственное значение, было необходимо проверить работоспособность веб-приложения при критических нагрузках, вызванных одновременной работой в системе большего количества пользователей. В ходе тестов исследовали текущую производительность серверов и определили параметры критической работоспособности приложения в конкретных показателях.
Системное тестирование
Если ранее каждый модуль тестировался изолированно и прошёл индивидуальную проверку, то при системном тестировании было необходимо подтвердить работоспособность всей системы в целом, проверив взаимодействие модулей между собой. Системное тестирование проводилось несколько раз перед каждым релизом. Затем следовала проверка взаимодействия системы с внешними объектами (приложениями, сервисами). В ходе тестов провели совместную работу с другими электронными площадками, удалёнными источниками формирования данных, передачу данных по SOAP- и ftp2jms-протоколам.
ВЫЗОВЫ ПРОЕКТА
Требование скорейшего запуска системы значительно осложняло работу над проектом. «Точка качества» оперативно реагировала на изменяющиеся условия и соответствующим образом корректировало размер проектной команды. Непостоянство требований увеличивало количество итераций по переработке системы, что каждый раз влекло за собой необходимость проводить тщательное и в то же время быстрое тестирование нового релиза.
Кроме того, отсутствие у клиента опыта разработки крупных и логически сложных систем выразилось в несовершенстве программной архитектуры, которая стала причиной постоянных доработок, а также возникновения сложностей в обеспечении коммуникации между проектными командами.
Тем не менее, «Точка качества» успешно выполнила все поставленные задачи по тестированию и обеспечению высокого уровня контроля качества, настройке процесса и подготовке стратегии тестирования на протяжении работы над проектом.