БИЗНЕС-ЦЕЛЬ
	 Крупнейшему российскому системному интегратору необходимо было в кратчайшие сроки запустить онлайн-систему по размещению тендеров о госзакупках товаров и услуг. Требовалось обеспечить тщательный контроль качества и подтвердить работоспособность системы в различных критических ситуациях.
 Тестируемый продукт
	 Клиент разработал онлайн-систему размещения тендерных заявок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд и нужд субъектов Российской Федерации.
	 Изначальное требование к созданной системе заключалось в обеспечении её бесперебойной работы, способности выдерживать высокие нагрузки, отказоустойчивости и сохранности данных. Чтобы ускорить процесс ввода системы в эксплуатацию, клиенту необходимо было найти стороннего подрядчика по тестированию и контролю качества ПО для проведения внешнего аудита и допуска системы к широкому использованию.
ОБЗОР ПРОЕКТА
	 Выбор исполнителя, пилотный проект
	 Благодаря высокому профессиональному уровню, наличию соответствующего опыта и рекомендациям команда «Точки качества» идеально подошла клиенту на роль подрядчика. На первом этапе нам поручили тестовое задание, заключавшееся в детальной проверке безопасности созданной системы.
	 В ходе работы наши специалисты обнаружили критические уязвимости в механизме разграничения прав доступа, которые могли повлечь за собой утечку данных и, как следствие, значительные финансовые потери при эксплуатации системы в будущем. Заказчик был удовлетворен результатом тестового задания и выразил готовность к активному и долгосрочному сотрудничеству.
	 Функциональность
	 Система — это полноценное автоматизированное веб-приложение по размещению государственных заявок (заказов) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных и муниципальных нужд и нужд субъектов РФ.
	 Система размещения заявок о закупках подразумевает следующие функции:
	- 
	визуализация контента; 
 
	- администрирование заявок;
 
	- размещение заказа;
 
	- ведение реестра контрактов;
 
	- размещение нормативно-справочной информации;
 
	- автоматический контроль заявок;
 
	- подсистема интеграции;
 
	- каждый из этих модулей требовал проведения тщательного тестирования на корректность вывода данных в зависимости от действий пользователя.
 
 Процесс тестирования 
	 Функциональное тестирование
	 В рамках функционального тестирования специалисты «Точки качества» проверили соответствие созданной системы заявленным функциональным требованиям и заложенной бизнес-логике. Двигаясь от наиболее критичных к менее важным функциям, команда выполнила большой объём работ по выявлению дефектов, в конечном итоге, подтвердив готовность системы к запуску в короткие сроки.
	 Тестирование интерфейса
	 Тестирование интерфейса, наряду с кроссбраузерными тестами, позволило выявить возможные дефекты при работе с различными средствами просмотра веб-контента, и, соответственно, произвести отладку и корректировку шаблонов веб-страниц. Кроме того, команда UI-специалистов «Точки качества» исследовала интерфейс системы с точки зрения удобства работы и простоты понимания для конечного пользователя.
	 Стресс-тестирование, тестирование стабильности системы
	 Проверка поведения системы в различных нетипичных ситуациях, вызванных техническими или программными сбоями, позволила сделать работу системы более стабильной и предсказуемой.
	 Тестирование производительности / нагрузочное тестирование
	 В связи с тем, что созданная система имеет государственное значение, было необходимо проверить работоспособность веб-приложения при критических нагрузках, вызванных одновременной работой в системе большего количества пользователей. В ходе тестов исследовали текущую производительность серверов и определили параметры критической работоспособности приложения в конкретных показателях.
	 Системное тестирование
	 Если ранее каждый модуль тестировался изолированно и прошёл индивидуальную проверку, то при системном тестировании было необходимо подтвердить работоспособность всей системы в целом, проверив взаимодействие модулей между собой. Системное тестирование проводилось несколько раз перед каждым релизом. Затем следовала проверка взаимодействия системы с внешними объектами (приложениями, сервисами). В ходе тестов провели совместную работу с другими электронными площадками, удалёнными источниками формирования данных, передачу данных по SOAP- и ftp2jms-протоколам.
ВЫЗОВЫ ПРОЕКТА
 Требование скорейшего запуска системы значительно осложняло работу над проектом. «Точка качества» оперативно реагировала на изменяющиеся условия и соответствующим образом корректировало размер проектной команды. Непостоянство требований увеличивало количество итераций по переработке системы, что каждый раз влекло за собой необходимость проводить тщательное и в то же время быстрое тестирование нового релиза.
	 Кроме того, отсутствие у клиента опыта разработки крупных и логически сложных систем выразилось в несовершенстве программной архитектуры, которая стала причиной постоянных доработок, а также возникновения сложностей в обеспечении коммуникации между проектными командами.
	 Тем не менее, «Точка качества» успешно выполнила все поставленные задачи по тестированию и обеспечению высокого уровня контроля качества, настройке процесса и подготовке стратегии тестирования на протяжении работы над проектом.