Портфолио Назад к списку

Комплексное тестирование ключевых продуктов одного из лидеров российской банковской индустрии

Logo
Клиент: один из топ-10 крупнейших банков РФ
  • Функциональное тестирование
  • Тестирование мобильных приложений
  • Тестирование совместимости
  • Тестирование производительности
  • Интеграционное тестирование
  • Автоматизация тестирования

Бизнес-цель

Заказчик — один из признанных лидеров российского рынка, входящий в топ-10 крупнейших банков страны. На протяжении более чем 25 лет клиент оказывает профессиональные банковские, финансовые и страховые услуги в 70+ регионах РФ.

Стремясь укрепить свою позицию на рынке и улучшить клиентский опыт за счёт выпуска качественных и надёжных банковских решений, клиент обратился к экспертам компании «Точка качества».

Обзор проекта

Тестируемый продукт

Первоначально клиент был заинтересован в обеспечении качества главного сайта компании и админ-панели по управлению сайтом.

Помимо статичного контента решение клиента содержит и динамичный: обмен валюты, кредитный калькулятор, онлайн-заявку на оформление банковских карт и многое другое.

Интеграция с сервисом Google Maps и последующий процесс перехода на Яндекс.Карты позволяет отображать местоположение офисов (около 700) и банкоматов (5 000+) по всей стране.

В дальнейшем «Точка качества» обеспечивала качество дебетовых и кредитных анкет, а также тестировала такую функциональность, как онлайн-оформление ипотеки.

Контекст

Продемонстрировав клиенту профессионализм, стремление доставлять программные решения высокого качества, а также проактивный подход в решении задач, «Точка качества» получила предложение работать на стороне клиента на проектах, ранее не доступных за счёт внутренней политики по безопасности. Сейчас команда «Точки качества» тестирует решения на 8+ проектах заказчика.

Подход к тестированию

Основной проект (удалённая работа)

Благодаря обширному опыту обеспечения качества решений в банковском домене специалисты «Точки качества» быстро погрузились в специфику продукта заказчика и приступили к работе по гибкой методологии. Помимо тестирования на каждом из проектов QA-инженеры разрабатывали тестовую документацию с нуля (тест-кейсы) или же частично актуализировали уже имеющиеся документы. Работа над главным сайтом и админ-панелью включала в себя следующие направления:
  • Функциональное тестирование
Чтобы пользователи могли беспрепятственно работать с полным объёмом функциональности сайта: будь то оформление ипотечного кредитования, денежные переводы, подача онлайн-заявки на получение банковских карт, конвертация валют и многое другое – специалисты «Точки качества» обеспечивали качество каждой сборки, тестировали новую функциональность, выполняли валидацию дефектов и проводили регрессионное тестирование.
  • Тестирование совместимости
Лояльность клиентов зависит не только от качественной работы программного продукта, но и от его доступности на ряде браузеров или ОС. Важно, чтобы все компоненты решения отображались одинаково, а функциональность была доступна на любом браузере. Поэтому QA- инженеры провели тестирование на последних версиях Google Chrome, IE (часто используется во внутренних системах банка), Safari и Edge.
  • Тестирование мобильных приложений
Не менее важным условием для укрепления позиции на рынке и улучшения клиентского опыта является и поддержка мобильной версии продукта. «Точка качества» проводит тестирование только на настоящих мобильных устройствах из собственного парка. Список наиболее востребованных моделей был составлен на основе статистики, собранной на стороне клиента. При необходимости ввода новых единиц эксперты «Точки качества» либо помогали с их покупкой, либо выделяли свободные устройства в парке. Полный функциональный тест помог QA-инженерам определить дефекты в функциональности мобильной версии продукта.
  • Тестирование back-end’а
Тестирование на стороне back-end’а (админ-панель сайта) выполнялось каждый раз при необходимости доставки новой функциональности в продуктовую среду. Примером последних изменений служит карта с банкоматами партнёров. Чтобы контент-менеджеры могли оперативно добавлять новые локации на карте и следить за корректностью внесённых изменений, в админ-панель было решено внести отдельный загрузчик и раздел для управления панелью. Поскольку функциональность была разработана с нуля, эксперты «Точки качества» провели детальное тестирование для обеспечения корректной связи с front-end-частью.
  • Тестирование производительности
На одном из этапов проекта значительно увеличилась скорость загрузки главного сайта, что в дальнейшем могло негативно отразиться на числе пользователей. Поэтому инженеры «Точки качества» помогли настроить процесс тестирования производительности на проекте. Команда разработала набор пользовательских сценариев, имитирующих действия реальных посетителей сайта. Эти сценарии в дальнейшем стали основой для подготовки скриптов. Нагрузочное тестирование помогло понять, справится ли сайт с целевой нагрузкой на протяжении определённого промежутка времени.

Стресс-тестирование было необходимо для определения максимального предела нагрузки на решение клиента. Она повышалась постепенно, а QA-инженеры анализировали её зависимость от числа одновременно работающих пользователей, поступающих запросов и операций. Проанализировав эффективность сервиса и индивидуальный подход при его построении и настройке процессов с нуля, заказчик решил добавить тестирование производительности на все текущие подпроекты.

Проект №2 (на стороне клиента)

Сотрудничество с «Точкой качества» на этапе тестирования главного сайта иадмин-панели показало высокий уровень экспертизы и глубокое знание домена, благодаря чему инженеры приступили к обеспечению качества ещё 8+ проектов на стороне клиента, включая тестирование анкет. Проект активно развивается и сейчас разделён на 2 части: дебетовые и кредитные анкеты, представленные отдельными приложениями, интегрированными на главный сайт с помощью iFrame – отдельного компонента HTML-элемента, позволяющего встраивать различные документы, видео и медиафайлы на страницу.
  • Автоматизация тестирования
Кредитные анкеты очень объёмные. Они содержат 6 основных и 3дополнительных шага. Дебетовые анкеты состоят из 3 шагов и включают тесную интеграцию с системой логистики, которая отвечает за доставку данных в пределах банка (например, расписание доставки отчётов для аналитиков).

Чтобы повысить производительность двух выделенных QA-инженеров и охватить весь объём регрессионного тестирования, «Точка качества» выделила одного инженера по автоматизированному тестированию.

Из-за жёсткой политики безопасности внутри банка у специалистов компании был доступ только ко внешней банковской сети, что включало в себя анкеты, UI и валидацию полей. Но автоматизация лишь одних этих скриптов помогла вдвое сократить время инженеров на регрессионное тестирование (2/3 дня вместо 6) и тем самым добиться ускоренной доставки новой функциональности.

В дальнейшем клиент планирует предоставить специалистам компании внутренний банковский аккаунт для расширения их возможностей по тестированию с помощью токенов на доступ к закрытой информации.
  • Интеграционное тестирование
Архитектура интеграции анкет выглядит следующим образом. Помимо front-и back-end’а анкет существует ещё шина TIBCO, которую используют для передачи данных. С этой шиной связано множество других подсистем: СОЗ — хранилище заявок, Стратегия – выносит решение на основе входящих данных, Orders — система хранения данных и генерации отчётов и другие. В ходе тестирования специалисты отправляют данные, проверяют исходящие логи анкет в Kibana, а затем переходят в хранилище логов шины TIBCO и уже там видят пришедшие запросы и их результат. Тесная коммуникация с командами разработки и тестирования этих систем помогает наладить прозрачный процесс и оптимизировать его.

Кроме того, дебетовая анкета интегрирована с системами логистики: Логистика 2 (внутренний банковский продукт) и Maxoptra (готовое решение). Однако работы по интеграции с этими системами только начались.

В рамках проекта Анкеты можно также выделить отдельный подпроект

Ипотека. Она рассчитана на B2C и B2B направления. Суть проекта состоит в максимальной автоматизации процесса получения ипотеки и предполагает переход к «безвизитному обслуживанию». Он выглядит следующим образом: клиент поэтапно заполняет несколько вариантов анкеты, требующих разной по глубине информации, а также загружает перечень необходимых документов. Вся информация поэтапно поступает в Dynamics (система хранения всех заявок на ипотеку), где для клиента рассчитывается параметр персонального предложения.

При тестировании QA-инженерам важно было обеспечить корректную связьfront- и back-end-частей.
  • Автоматизация тестирования
Поскольку онлайн-заявка на получение ипотеки — очень обширный проект, а стратегия тестирования подразумевает цикличный процесс регрессии на покрытии MAT (minimal acceptance test) + GUI AT раз в несколько недель, на проект привлекли инженера по автоматизированному тестированию. Он отладил тест-кейсы по различным сценариям работы приложения, что позволило сократить время регрессионного тестирования вдвое.
  • Интеграционное тестирование
В отличие от проекта Анкеты, масштабные доработки по интеграции напроекте Ипотека начались совсем недавно, поэтому пока что интеграция с системой Dynamics настроена напрямую, но в дальнейшем произойдёт переход на использование шины TIBCO (обеспечивает сохранность данных при сбоях).

Результаты

  • Улучшили клиентский опыт и подготовили качественный продукт за счёт комплексного тестирования главного сайта компании и ряда дополнительной функциональности.
  • Покрыли весь объём регрессионного тестирования и вдвое сократили время работы инженеров по функциональному тестированию благодаря подключению автоматизации.
  • Обеспечили должную работу системы на различных мобильных устройствах.
  • Закрыли растущие потребности в тестировании, используя быстрое масштабирование команды при увеличении числа подпроектов.
  • Автоматизация регрессионного тестирования сократила время работы функциональных тестировщиков вдвое.
  • 5+
    лет работы на проекте
  • 17
    инженеров по обеспечению качества привлечено

Технологии и инструменты

  • Apache_JMeter
  • docker
  • maven
  • postman
  • postresql2
  • RabbitMQ_logo
  • Rest
  • selenide
  • Selenium_logo
  • swagger
  • test_ng
  • Tibco_logo

Реализованные проекты

портфолио