Тестирование ИТ-продуктов — проверка разработанного ПО на предмет его соответствия определённым требованиям. Тестирование — неотъемлемый этап разработки программного обеспечения. В результате сотрудничества с QA-инженерами компания получает эффективную стратегию улучшения качества, которая позволит достичь ожидаемых финансовых результатов и выпустить на рынок надёжное и удовлетворяющее пользователей ИТ-решение.
Всё сводится к удовлетворению потребностей клиентов. Предложить потребителю желаемый и корректно работающий продукт — конечная цель каждой организации. Ничто не отталкивает клиентов больше, чем негативный пользовательский опыт: некорректное отображение элементов дизайна, долгая загрузка страниц и другие баги. Поэтому, когда мировой бизнес осознал это, он включил тестирование как обязательную часть жизненного цикла разработки ПО.
Из каких этапов состоит процесс тестирования
Жизненный цикл в целом — это последовательность изменений, через которые проходит объект, переходя из одной формы в другую. Жизненный цикл тестирования программного обеспечения — это процесс выполнения различных действий в ходе проведения тестирования. Как пример, сюда относится составление тест-плана, анализ требований, поиск дефектов, поддержка после релиза и так далее. Если в продукте найдены дефекты, тестировщики информируют команду разработчиков или другие заинтересованные стороны.
Проверка каждого модуля
веб-сайта,
мобильного приложения, системы и любого другого ПО — обязательное условие для обеспечения корректности и надёжности финального продукта. В ходе сотрудничества QA-эксперты придерживаются этих
этапов тестирования программного обеспечения:
- Подготовка
- Внедрение
- Реализация
Какие работы проводятся на каждом этапе в рамках сотрудничества с «Точкой качества»?
1. Подготовка
Прежде чем приступить к тестированию, QA-инженеры должны интегрироваться в проект и изучить все его детали. Для этого проводится:
- изучение технической документации / анализ требований
- проведение интервью со специалистами команды разработки клиента
- разработка целевых показателей качества
- оценка ресурсов, необходимых для начала тестирования
- определение и настройка тестового покрытия
- распределение обязанностей, планирование графика работ и проведения тестов
2. Внедрение
На этапе внедрения:
- разрабатываются и совершенствуются тест-кейсы (тестовые сценарии)
- составляются чек-листы и пишутся скрипты
- производится настройка тестового окружения
3. Реализация
Это ключевой этап проекта, в ходе которого:
- проводится тестирование программного обеспечения
- составляются отчёты по качеству об обнаруженных ошибках и проблемах
- производится сбор артефактов и результатов тестов и передаётся заказчику
- проводится анализ результатов
- даются рекомендации по улучшению процессов на проекте
- оптимизируются процессы жизненного цикла ПО
Каждая фаза жизненного цикла тестирования имеет конкретную цель и результаты. Она включает в себя начало, выполнение и завершение процесса тестирования. Рассмотрим подробнее некоторые этапы жизненного цикла тестирования.
Подробнее про этапы тестирования полного цикла
Анализ требований
Специалисты по тестированию просматривают, изучают и анализируют имеющиеся спецификации и документацию. Тестировщики изучают как функциональные, так и нефункциональные требования. После этого они определяют, какие требования необходимо протестировать.
План действий на этом этапе подразумевает анализ документации, определение и приоритизацию тестовых требований. Эксперты также определяют требования для автоматизированного и ручного тестирования.
Анализ требований подразумевает сбор конкретных данных о ПО. Необходимо понимать, каким должен быть финальный продукт. На этой фазе в качестве итоговых результатов формируется подробный отчёт о требованиях, а также проводится анализ возможности автоматизации тестирования.
Ещё одним результатом, полученным на этом этапе, является матрица отслеживания требований. У компании и QA-специалистов должна быть возможность отследить каждое изменение в коде вплоть до исходных требований. Так вы сокращаете финансовые и временные потери, гарантируя, что каждая операция будет связана с изначальными требованиями.
Итак, на этом этапе:
- устанавливается ожидаемый результат после релиза продукта
- выявляются слабые места в спецификациях
- определяются приоритеты для процесса тестирования
- выполняется проверка возможности внедрения автоматизации тестирования
Планирование тестирования
Команда переходит к формированию стратегии тестирования после анализа всех необходимых требований. Эксперты определяют объём и цели, анализируют риски и составляют графики тестирования.
QA-менеджер проекта определяет инструментарий и распределяет роли и обязанности между сотрудниками. Также определяются примерные сроки, к которым должно быть завершено тестирование каждого модуля.
Важным документом, формируемом на этом этапе, является план тестирования, описывающий цели и детали работ по тестированию для данного проекта. Итак, на этом этапе:
- готовится документация с графиком тестирования
- определяются рабочие инструменты
- оцениваются время и усилия
- распределяются задачи и обязанности.
Проектирование и разработка тестовых сценариев
Опираясь на график тестирования, тестировщики проектируют и разрабатывают тестовые сценарии. Тест-кейсы должны быть обширными и охватывать практически все возможные сценарии и комбинации.
Можно приоритизировать тестовые сценарии, изучив, какие из них являются наиболее распространёнными или какие из них окажут наибольшее влияние на продукт. Затем следует тестирование и подтверждение заданных требований на этапе документации.
Основными результатами, полученными на этом этапе, выступают готовые тестовые сценарии, объединённые в соответствующие наборы тестов. На этом этапе:
- создаются тестовые сценарии
- приоритизируются тест-кейсы
Настройка тестовой среды
Для выполнения разработанных тестовых сценариев необходимо создать условия подходящего тестового окружения, такие как серверы, платформы, аппаратное и программное обеспечение. Важно, чтобы тестовая среда охватывала все среды, в которых будет работать пользователь.
Например, некоторые функции, работающие в Google Chrome, не работают в Microsoft Edge. Функция может без проблем запускаться с 16 ГБ ОЗУ, но может создавать проблемы с 4 ГБ ОЗУ. Основным результатом этого этапа является готовая стратегия управления тестовыми средами.
На этом этапе:
- определяется программное и аппаратное обеспечение, необходимое для разных уровней производительности
- расставляются приоритеты тестовых сред
- проводится настройка тестовых сред
Проведение тестирования
QA-инженеры приступают к тестированию в соответствии с графиком. Они ищут и регистрируют дефекты, сообщая о них разработчикам. QA-команда также отвечает за сравнение ожидаемых и реальных результатов разработки.
Как только команда разработчиков устраняет ошибку, начинается повторное (регрессионное) тестирование ПО. Все функции важно снова проверить, потому что исправление ошибки может привести к возникновению новых проблем в другом модуле решения.
Какие конкретно существуют этапы тестирования — зависит от специфики проекта и проводимых видов тестов.
Результатом данного этапа считается отчёт по качеству с результатами тестирования. Он составляется командой тестирования и отправляется заказчику с оговоренной периодичностью.
На данном этапе:
- запускаются тестовые сценарии.
- выявляются и документируются дефекты и ошибки ПО
- фиксируются непройденные тест-кейсы с подробным описанием причин
- проводится повторное исследование функциональности после исправления ошибок
- формируются отчёты по качеству
Выход в релиз
Окончание тестирования и выпуск конечного продукта знаменуют начало фазы завершения тестирования. Команда QA проверяет результаты тестирования и обсуждает их с другими членами команды. Другие факторы, которые учитываются, — это качество продукта, тестовое покрытие и стоимость проекта.
Если есть отклонение от расчётных значений, можно провести дальнейший анализ, чтобы определить, что пошло не так, как планировалось. На этом этапе важно:
- убедиться, что всё тесты выполнены
- оценить такие факторы, как качество, тестовое покрытие, сроки и стоимость
- задокументировать выводы и дать рекомендации
- обсудить полученные результаты и выяснить, можно ли улучшить процесс тестирования.
- подготовить финальный отчёт о завершении тестирования
Завершающие мысли
Простое выявление ошибок на последнем этапе жизненного цикла разработки ПО уже не считается эффективной практикой. Тестирование должно быть интегрировано с самого начала разработки продукта.
Выстраивание процессов обеспечения качества позволяет эффективно использовать бюджет, время и ресурсы. Команда тестировщиков поможет не только быстро найти и устранить ошибки, но и повысить качество продукта и снизить затраты на техническое обслуживание после релиза. Чем выше удовлетворённость пользователей, тем у вас больше новых заказов, выше рентабельность инвестиций и репутация бренда.
Стабильная и корректная работа приложения или веб-сайта необходима для привлечения новых пользователей и удержания старых. Чтобы продукт занимал лидирующую позицию в вашей сфере бизнеса, рекомендуется проводить полноценное тестирование с привлечением QA-инженеров.
Более подробно о том, из каких этапов состоит процесс тестирование в соответствии с требованиями и особенностями вашего продукта вы можете узнать на
бесплатной консультации с нашим экспертом.
Узнать больше информации о сущности
тестирования и его
видах вы можете в нашем блоге.