Приёмочное тестирование — это метод
функционального тестирования программного обеспечения, при котором система проверяется на соответствие техническим и
бизнес требованиям. Основная цель этого теста — оценить качество продукта и установить, можно ли делать релиз или нет.
Если на этапе приёмочных тестов окажется, что качество продукта неприемлемое и в нём обнаружены ошибки, его можно отправить обратно на доработку. Это последняя фаза анализа ПО, выполняемая после других видов тестирования и перед тем, как решение станет доступным для реального использования.
Команда тестировщиков проводит приёмочное тестирование, чтобы:
- Убедиться, что софт работает так, как было изначально запланировано.
- Подтвердить, что решение соответствует текущим стандартам рынка и конкурирует с аналогичными продуктами в отрасли.
- Быть уверенным в том, что ПО не содержит критических багов и проблем.
Существует несколько типов приёмочных испытаний, которые могут подтвердить соответствие вашего продукта первоначальным требованиям.
Виды приёмочных тестов
В России перед выпуском ИТ-продуктов, особенно масштабных систем, принято проводить приёмо-сдаточные испытания, основанные на программе и методике испытаний (ПМИ). Тесты могут проводиться как на основе программы, доработанной совместно с заказчиком, так и на основе программы ГОСТа.
ПМИ — это документ с технической информацией о ПО и инструкцией, описывающей процесс проведения приёмочных тестов. ПМИ — ключевой руководящий документ для проведения приёмо сдаточных испытаний. Разработка методики регламентируется в России ГОСТом 19.301-79. В этом документе отображены требования к методике написания ПМИ и её оформлению.
Приёмо-сдаточные тесты проводятся компанией-разработчиком ПО самостоятельно либо с привлечением аккредитованной QA-организации. Если при ПСИ будет выявлено несоответствие ИТ-продукта хотя бы одному из проверяемых пунктов требований, то результаты тестов считаются неудовлетворительными. (ГОСТ Р 50444-92).
Другие виды приёмочного тестирования:
- Приёмочное пользовательское тестирование (UAT);
- Приёмочное тестирование для разных сфер бизнеса (BAT);
- Законодательное приёмочное тестирование (RAT);
- Эксплуатационное приёмочное тестирование (OAT);
- Альфа-тестирование;
- Бета-тестирование.
1. Пользовательское тестирование
UAT-тестирование — это оценка решения с точки зрения конечного пользователя и его восприятия. Тестирование UAT можно определить как пользовательскую методологию, в рамках которой разработанное ПО тестируется для подтверждения того, что оно работает в соответствии с заданными спецификациями.
Для пользовательского тестирования доступно несколько различных методов, таких как
исследования юзабилити, фокус-группы, сортировка карточек, бумажное прототипирование и пошаговые руководства. Не стоит пропускать процесс UAT, иначе компания-разработчик может понести убытки из-за многочисленных проблем, выявленных после релиза.
2. Приёмочное тестирование для бизнеса
BAT-проверка направлена на то, чтобы убедиться, что решение соответствует целям и задачам бизнеса. В случае с UAT, например, во время реального использования, когда конечный пользователь обнаруживает ошибки, сроки проекта сдвигаются, расходы растут, и нарушаются сроки релиза.
В то время как тестирование BAT основано на понимании поведения конечного пользователя, а также экономических бизнес-выгод. Это требует глубокого знания продукта и целевой аудитории, особенно для команды тестирования и бизнес-аналитиков.
3. Законодательное приёмочное тестирование
Это процесс проверки того, что продукт или система соответствует всем требованиям, установленным регулирующими органами. Основная цель RAT — снизить риск для компании и убедиться, что решение безопасно для человека и окружающей среды.
Например, когда компания хочет выпустить медицинское ПО, ей необходимо доказать, что её продукт не даст сбой и не причинит вред или травму людям.
4. Эксплуатационное приёмочное тестирование
OAT — это нефункциональное тестирование, используемое для определения эксплуатационной готовности продукта. В первую очередь, оно включает в себя способность восстановления, совместимость с другими системами и тестирование стабильности работы.
Тестирование позволяет сделать продукт более эффективным и катастрофоустойчивым ещё до его запуска в производство. Это тестирование позволяет убедиться, что все функции ПО будут работать правильно после сбоя, установки обновлений или доработки.
5. Альфа-тестирование
Альфа-тестирование используется в среде тестирования специализированной командой QA-инженеров, известной как альфа-тестеры, которые исследуют продукт, имитируя поведение реальных пользователей, и дают обратную связь. Отзывы и предложения альфа-тестеров позволяют улучшить решение и исправить ошибки.
6. Бета-тестирование
Его проводят для оценки продукта путём предоставления решения реальным конечным пользователям, которых обычно называют бета-тестерами. Отзывы пользователей собираются, и после проводится оптимизация и улучшение продукта.
Все перечисленные типы приёмочных тестов имеют одну задачу: подготовить решение к релизу и убедиться в его соответствии требованиям бизнеса и рынка.
Как проводится приёмочное тестирование
Процесс приёмочных испытаний разделён на несколько этапов:
- Анализ требований;
- Формирование плана тестирования;
- Разработка тест-кейсов;
- Проведение тестирования;
- Объективная оценка.
Анализ требований
На этом этапе QA-специалисты сначала анализирует документы с техническими требованиями, а затем на их основе определяют цели разрабатываемого ПО. В процессе используются документы с требованиями, блок-схемы и бизнес-сценарии. Заполняются документы с бизнес-требованиями, спецификациями системных требований и устав проекта.
Формирование плана тестирования
План описывает стратегию приёмочного тестирования. В тест-плане указаны цели, подходы, график, оценки, сроки и ресурсы, необходимые для успешного завершения проекта.
Разработка тест-кейсов
На этом этапе разрабатываются тестовые примеры, охватывающие большинство сценариев на основе плана тестирования.
Проведение тестирования
На этом этапе проводятся приёмочные тесты с использованием входных значений. Тестировщик собирает и выполняет все полученные значения, чтобы убедиться, что ПО работает корректно.
Объективная оценка
После выполнения всех предыдущих этапов команда тестирования подтверждает, что ПО не содержит критических дефектов, соответствует заранее установленным критериям качества и готово к релизу. Или наоборот, тестировщики предоставляют отчёт о найденных критических дефектах, которые необходимо устранить, или отчёт о несоответствии установленным критериям качества.
Более подробно о том, что такое UAT-тестирование приёмки вам расскажут специалисты компании «Точка качества» на
бесплатной консультации.