QA-инженер: кто это? Задачи и навыки инженера по тестированию

08 ноября 2023
Дата публикации
QA-инженер: кто это? Задачи и навыки инженера по тестированию
  • Тестирование ПО
  • ИТ-аутсорсинг
  • ИТ-консалтинг
  • Обеспечение качества
В статье описали, кто такой QA-инженер и почему он является ценным специалистом для представителей бизнеса и команды разработки программного обеспечения.
Обеспечение качества (QA) — это контроль каждого этапа процесса разработки IT-продукта, чтобы поддерживать его соответствие заданным техническим требованиям и стандартам. Отметим, что обеспечение качества — это обширный термин, используемый для определения всего процесса, а тестирование ПО является его важной частью.

Под «обеспечением качества» подразумеваются все активности, которые необходимо провести для выпуска востребованного IT-продукта и последующего представления отчёта заинтересованным сторонам. Тестирование же, то есть проверка ПО на наличие дефектов, — одна из задач сферы обеспечения качества. QA необходим для подтверждения уровня качества решения, а тестирование — для контроля этого уровня.

Кто такой QA-инженер


QA-специалист — это сотрудник, контролирующий и поддерживающий качество ПО. В его задачи может входить как анализ требований, проверка и написание тестовой документации, так и проведение разных видов тестирования, составление отчётов и предоставление рекомендаций.

Чаще всего инженеры по тестированию с помощью ручных и автоматизированных инструментов проверяют модули и функции ПО на каждом этапе разработки, чтобы выявить критические дефекты и проблемы, которые в будущем могут привести к сбоям в работе программы и финансовым потерям заказчика.

С ростом объёма выпуска ИТ-решений профессия QA становится всё более востребованной, но до сих пор существуют компании, относящиеся к тестированию как к второстепенной задаче. Чтобы снизить риски и поставлять на рынок надёжное ПО, рекомендуется проводить тестирование даже после окончания разработки и выпуска решения на рынок. Поскольку код может меняться или обновляться с течением времени, процессы обеспечения качества должны поддерживаться на постоянной основе.

Роль QA-инженера в команде


QA-engineer — это тот, кто берёт на себя обязанности по проведению тестов, поиску багов и контролю качества ПО. Он следит, чтобы все модули и функции соответствовали изначально прописанным техническим требованиям. С его помощью команды разработки внедряют и развивают процессы контроля качества в период реализации проекта.

Благодаря выстроенным процессам обеспечения качества у компании всегда есть возможность улучшить продукт. Термин «QA Engineer» подразумевает не одну роль, а целый комплекс работ по обеспечению качества ПО, в том числе:
  • Написание тест-кейсов, проведение разных видов тестирования, поиск и оценку дефектов и потенциальных рисков в программе с последующим предоставлением отчётов заинтересованным сторонам.
  • Использование средств для настройки автоматизации тестирования при наличии повторяющихся тестов, настройку тестовой среды и интеграций, запуск автотестов, проведение регрессионного тестирования.
  • Руководители QA-проектов настраивают процесс обеспечения качества в компании, планируют тестовые активности, ведут переговоры с заказчиком, определяют и предлагают новые подходы к тестированию.
  • Бизнес-аналитик проводит анализ требований, анализирует техническую документацию.
Таким образом, как вариант, команда по обеспечению качества может состоять из руководителя проектов, инженера по функциональному тестированию, инженера по автоматизированному тестированию и бизнес-аналитика.

Преимущества привлечения QA-инженеров в команду


Мы живём в мире технологий. Потребители привыкли к высоким стандартам качества используемых решений, и если эти стандарты не соблюдаются, то они, скорее всего, быстро перейдут на другое ПО. Преимущества привлечения QA-инженеров для бизнеса:

1. Экономия бюджета (в долгосрочной перспективе)

Ошибку в коде, которая долгое время остаётся незамеченной, исправить гораздо сложнее и в десятки раз дороже. Дефектный программный продукт может привести к тому, что бизнес потеряет клиентов. Команда QA сможет выявить ошибки на ранней стадии разработки.

2. Гарантия положительного пользовательского опыта (UX)

Поскольку многие компании на рынке предлагают аналогичные продукты, растёт необходимость в постоянном совершенствовании пользовательского интерфейса решения. Если в ходе использования ПО клиент столкнётся с ошибками, он может перейти к конкуренту. Этого получится избежать, если инженер по контролю качества постоянно отслеживает и улучшает UX продукта.

3. Повышение доверия к вашим ИТ-решениям

Если вы сообщите своим заказчикам / пользователям, что у вас есть QA-специалисты, которые постоянно контролируют качество решений, это вызовет больше доверия к компании. Они почувствуют, что вы заинтересованы в создании стабильного программного продукта, а это приведёт к улучшению долгосрочных отношений с заказчиками.

Завершающие мысли


Основные задачи QA-команды:
  • Проверка того, что качество ПО соответствует бизнес-требованиям;
  • Анализ того, соответствует ли финальный продукт ожиданиям конечных пользователей;
  • Обнаружение и документирование любых технических проблем, которые могут возникнуть в ПО и повлиять на его производительность;
  • Составление плана тестирования и консультирование;
  • Написание тестовых сценариев и проведение тестов;
  • Формирование отчётов о найденных проблемах / дефектах;
  • Составление рекомендаций о том, как решить возникшие проблемы.

Если вы ещё не внедряли QA-процессы в бизнес, то, возможно, даже столкнётесь с сопротивлением со стороны текущей команды разработки. Поэтому при сотрудничестве с инженерами по контролю качества разъясните сотрудникам важность их роли в команде и расскажите о преимуществах для проекта.

QA-инженеры «Точка качества» на любом этапе готовы стать частью вашего ИТ-проекта. Подробнее о том, как начать сотрудничество, вам расскажут на бесплатной консультации.