Юзабилити тестирование

30 ноября 2023
Дата публикации
Юзабилити тестирование
  • Тестирование ПО
  • Обеспечение качества

В статье мы рассмотрим виды юзабилити-тестирования и различия между ними.

Определение юзабилити-теста заключается в том, что он позволяет улучшить ИТ-продукт, а также выявить нефункциональные проблемы интерфейса, которые могут помешать использованию конкретного решения, будь то веб-сайт или мобильное приложение. Юзабилити тестирование позволяет:
  • узнать, могут ли участники выполнить определённые задачи;
  • определить, сколько времени требуется для выполнения этих задач;
  • выяснить, насколько пользователи удовлетворены продуктом;
  • зафиксировать изменения, необходимые для повышения удовлетворённости пользователей;
  • проанализировать результаты работы на предмет их соответствия требованиям юзабилити.
Прежде чем перейти к рассмотрению методов юзабилити тестирования, разберёмся, как подготовиться к проведению юзабилити-тестов. Вопросы, на которые следует ответить перед началом тестирования:
  • Какой цели вы придерживаетесь?
  • Каких результатов вы ожидаете?
  • Кто будет проводить тесты?
  • Какие инструменты будут использованы?
  • Как планируете анализировать результаты?
Существует несколько видов юзабилити-тестирования. У каждого из них свои преимущества и причины для проведения. Выбор метода зависит от типа информации, которую необходимо собрать, бюджета проекта и выделенного времени.

Виды тестирования юзабилити


Ниже представлен обзор видов тестирования. Он поможет понять, какой из них выбрать в том или ином случае, чтобы оценить удобство использования вашего продукта.

1. Удалённое и очное тестирование

Ситуация, когда участник и тестировщик находятся в разных местах, называется удалённым UX-тестированием. С развитием технологий дистанционное тестирование стало более востребованным и возможным благодаря использованию онлайн-инструментов.

Сессии проводятся с использованием онлайн-сервисов для юзабилити-тестирования, которые записывают действия участников по ходу выполнения теста, собирают данные и выдают практические выводы.

Существует два типа этого юзабилити-тестирования: модерируемое и немодерируемое. Большинство тестов — модерируемые, при которых тестировщик проводит тест юзабилити в контролируемой среде. Модератор помогает респондентам выполнять задания, наблюдает за их взаимодействием с продуктом и собирает данные.

В немодерируемом тестировании QA-инженер не руководит участниками. Сценарий юзабилити-теста создаётся заранее, и тестировщик не присутствует при проведении теста. Действия участников не контролируются и не направляются. Пользователи завершают исследование, когда пожелают, и только потом QA-специалист анализирует результаты.

2. Качественное и количественное тестирование

Качественное тестирование направлено на сбор и понимание субъективного опыта и эмоций участников при взаимодействии с ИТ-решением. Это глубокий метод изучения конкретных потребностей, проблем и ожиданий пользователей. В результате вы получаете более подробную информацию о UX-решения, но эту информацию порой сложнее систематизировать и проанализировать. Как раз этим помогут QA-эксперты.

Количественное тестирование — это метод, направленный на сбор числовых данных о пользователях и анализ показателей, таких как уровень удовлетворённости, время, затраченное на выполнение заданий, или количество выявленных ошибок. Качественное тестирование подходит для выявления проблем UX, в то время как количественное тестирование удобно для сбора контрольных показателей и статистики.

3. Исследовательское и сравнительное тестирование

Исследовательское тестирование юзабилити предполагает обращение к участникам с просьбой открыто поделиться своими мыслями, взглядами и мнением о продукте. Такие данные собираются на начальных этапах разработки ПО, чтобы выяснить, что работает хорошо, чего не хватает или что работает не так, как хотелось бы, а что можно улучшить. Исследовательское тестирование помогает тестировщикам определить потребности рынка и востребованные функции.

Сравнительное тестирование юзабилити основано на сравнении двух или более прототипов цифрового продукта для выявления лучшего пользовательского интерфейса. Оно используется для сбора данных о предпочтениях людей. Обычно такое тестирование проводится с привлечением большого количества пользователей. Пример сравнительного тестирования — A/B-тестирование.

4. Тестирование сайта и мобильное тестирование

Во время юзабилити-тестирование веб-сайта тестировщики проверяют цифровой продукт и веб-интерфейс. Это может быть прототип веб-сайта, недавно запущенные страницы, веб-приложение, а также новая версия существующего сайта. Цель тестирования юзабилити веб-сайта — улучшить UX и выявить дефекты, характерные для интерфейса портала.

Мобильное юзабилити-тестирование проводится на мобильных устройствах и позволяет проверить UX приложения. Этот тип тестов немного сложнее организовать, поскольку, в отличие от веб-сайта, для работы которого требуется преимущественно веб-браузеры, мобильное приложение должно быть установлено на различных тестируемых устройствах.

Как проводить юзабилити тестирование


Этапы тестирования юзабилити:
  1. Определение вида тестирования. QA-специалисты помогут разработать экономически выгодную стратегию юзабилити тестирования и подскажута, на чём следует сосредоточиться.
  2. Выделение ресурсов для тестирования. Необходимо выделить бюджет для проведения видов тестов и привлечь к проекту всех заинтересованных лиц, включая тестировщиков, дизайнеров, разработчиков и т.д.
  3. Формирование фокус-группы. Устанавливаются критерии для набора участников, включая демографические данные, уровень владения ПО и другие характеристики. С этим помогут тестировщики.
  4. Подготовка среды для тестирования. Будь то оборудование для слежения за глазами, парк мобильных устройств, онлайн-инструменты, выделенное помещение и т.д.
  5. Проведение тестирования по заранее разработанному плану.
  6. Фиксация результатов. Проводится анализ полученных данных и составляются рекомендации на их основе.
  7. Внедрение рекомендаций. Все улучшения должны быть внедрены, а ошибки исправлены до выпуска финального продукта.
Юзабилити-тестирование позволяет выявить проблемные зоны ПО. Тестировщики наблюдают за реальными пользователями, взаимодействующими с продуктом. Тестирование показывает, где пользователи испытывают трудности, сталкиваются с путаницей или допускают ошибки при выполнении задач.

Юзабилити-тесты позволяют выявить реальные проблемы в дизайне интерфейса, вёрстке, навигации, понятности контента и функциональности. Полученные данные позволяют дизайнерам и разработчикам устранить эти проблемы, что в конечном итоге улучшает пользовательский опыт и обеспечивает соответствие продукта потребностям и ожиданиям клиентов.

Узнать больше о тестировании юзабилити и заказать данную услугу вы можете у QA-экспертов нашей компании. Начать сотрудничество предлагаем с бесплатной консультации.