Что же такое тестирование ПО? Тестирование программного обеспечения — это способ проверки соответствия разрабатываемого ИТ-решения ожидаемым требованиям и процесс поиска дефектов. Тестирование предполагает анализ компонентов ПО с помощью ручных или
автоматизированных тестов для оценки новой и текущей функциональности.
Цель тестирования ПО — выявление ошибок, пробелов в разрабатываемом продукте, а также проверка на соответствие предъявляемым требованиям. Среди ключевых преимуществ тестирования можно выделить снижение стоимости разработки в целом и исправление проблем на ранней стадии, а не после релиза, повышение производительности, безопасности и устойчивости системы, веб-сайта, мобильного приложения и любого другого ПО.
Почему важно тестировать ПО
Когда вы покупаете грушу, то сразу можете оценить её качество: размер и форму, спелость, отсутствие видимых повреждений. Но только откусив первый кусочек, вы сможете действительно понять, вкусная ли она. Даже спелый на вид фрукт может оказаться кислым или червивым.
То же самое относится к любому продукту, будь то физический объект или программное обеспечение. Интернет-магазин может показаться на первый взгляд работающим, но при прокрутке страницы вниз, переходе на другую страницу или при попытке добавить товар в корзину могут возникнуть трудности.
Поэтому тестирование и обеспечение качества важны в любой области бизнеса, где создаётся продукт, ориентированный на пользователей. Однако кислая груша не нанесёт такого ущерба бизнесу и людям, как выпущенный самолёт с некачественным программным обеспечением или зависший маркетплейс в день «Чёрной пятницы». Одна-единственная ошибка в медицинской системе может поставить под угрозу жизнь пациента, а банковское приложение с проблемами в работе будет стоить владельцу миллионов рублей дохода.
Именно поэтому специалисты компании «Точка качества» уделяют особое внимание обеспечению и поддержанию качества программного обеспечения, которое создают наши клиенты.
Преимущества тестирования ПО
В процессе тестирования программного обеспечения
команда QA-инженеров выявляет дефекты, чтобы их успели исправить до релиза. Такой подход гарантирует, что только надёжные и соответствующие требованиям бизнеса продукты дойдут до потребителей, что, в свою очередь, повышает удовлетворённость и доверие клиентов и позволяет компании-разработчику достичь желаемых финансовых показателей.
Чтобы лучше понять важность тестирования, рассмотрим пример Starbucks. В 2015 году компания потеряла миллионы долларов на продажах, когда её торговая платформа прекратила работать из-за обновления системы, вызванного программным сбоем. Этого можно было избежать, если бы POS был тщательно протестирован. Подобная участь постигла и компанию Nissan в 2016 году, когда она отозвала более 3 млн. автомобилей из-за проблемы с датчиками подушек безопасности.
Почему методы тестирования ПО должны быть интегрированы в цикл разработки
Раннее выявление дефектов
Разработка технически сложных решений оставляет простор для допущения ошибок. Тестирование позволяет выявить ошибки в написанном коде, чтобы их можно было исправить до релиза.
Повышение качества разрабатываемых продуктов
Когда речь идёт о стратегии привлечения новых клиентов, важным показателем является качество продукта. Востребованный продукт может быть создан только при условии его тестирования. Тщательно проведённое тестирование — гарантия соответствия ПО критериям, заданным бизнес-требованиями и предпочтениями целевой аудитории.
Доверие и удовлетворённость клиентов
Тестирование ПО на протяжении всех этапов жизненного цикла разработки позволяет увидеть сильные и слабые стороны решения. К тому времени, когда клиенты получат готовый продукт, он будет проверен несколько раз, и в нём не будет критических дефектов.
Экономия средств
Ошибки разработки ПО, оставшиеся незамеченными из-за отсутствия тестирования, впоследствии могут привести к большим потерям. После выпуска решения отследить и устранить дефекты будет сложнее, поскольку исправление и обновление ПО обходится дороже, нежели тестирование на этапе разработки.
Несмотря на то, что компаниям необходимо выделить бюджет на тестирование, они смогут сэкономить миллионы в год на разработке и поддержке ПО, если грамотно выстроят процессы обеспечения качества. Чем раньше команды разработчиков получат обратную связь от тестировщиков, тем быстрее они смогут решить такие проблемы, как:
- недостатки архитектуры решения
-
неточности в технической документации
-
неудачные проектные решения
-
неверная или некорректная функциональность
-
уязвимости в системе безопасности
-
проблемы масштабируемости и совместимости
Когда разработка идёт бок о бок с тестированием, это повышает качество программного обеспечения и позволяет выпускать решения с минимальным количеством дефектов. ПО, соответствующее ожиданиям заказчика или даже превосходящее их, позволяет увеличить объём продаж и репутацию на рынке.
Виды и уровни тестирования ПО
Для того чтобы убедиться, что выпускаемое решение безопасно и функционирует в соответствии с требованиями, было введено понятие качества программного обеспечения. Выделяют два основных уровня качества ПО:
Функциональный — соответствие продукта функциональным (явным) требованиям и проектным спецификациям. Этот аспект фокусируется на практическом использовании ПО с точки зрения пользователя: возможностях, производительности, простоте использования, отсутствии дефектов и тд.
Нефункциональный — это внутренние характеристики и архитектура системы, т.е. структурные (неявные) требования. К ним относятся код, его логичность, эффективность, безопасность.
Для оценки качества ПО используют две специфические стратегии: тестирование «чёрного ящика» и тестирование «белого ящика». Каждый из них предлагает свой взгляд на то, насколько надёжен исходный код.
- Тестирование «чёрного ящика» предполагает тестирование без проверки внутренних компонентов: кода, системы и их взаимосвязи.
-
Тестирование «белого ящика» направлено на изучение структуры программы или приложения, на оценку внутренней работы, а не общей функциональности.
В зависимости от задач QA-команды выделяют несколько ключевых типов тестирования:
Интеграционное тестирование объединяет два или более модулей ПО, чтобы обеспечить их корректную совместную работу. Этот тип тестирования также выявляет дефекты интерфейса, взаимосвязь данных между модулями.
Модульное тестирование обычно проводится на этапе разработки ПО. Его цель — убедиться, что каждый отдельный компонент работает так, как требуется. Для проведения этого тестирования обычно используют инструменты автоматизации тестирования.
Функциональное тестирование подразумевает проверку ПО на соответствие функциональным требованиям в соответствие с заданной спецификацией. Для этого эксперты тестируют решение, подбирая необходимые методики оценки качества продукта в целом.
Тестирование безопасности гарантирует, что ПО не содержит потенциальных уязвимостей и пробелов в защите, которые могут негативно повлиять на безопасность пользовательской системы и открыть мошенникам доступ к данным. Тестирование безопасности обычно проводится путём тестирования на проникновение.
Тестирование производительности. Проверяется производительность, устойчивость и скорость работы ПО при заданной рабочей нагрузке.
Регрессионное тестирование позволяет проверить, не ведёт ли добавление новых функций к снижению качества и стабильности решения.
Стресс-тестирование позволяет оценить устойчивость ПО путём проверки того, какую нагрузку оно может выдержать, прежде чем достигнет точки отказа.
Приёмочное тестирование позволяет оценить состояние всей системы в соответствии с поставленными требованиями перед релизом.
Автоматизированное тестирование проводится с применением программных инструментов. Они необходимы для реализации набора тестовых примеров. Напротив, ручное тестирование проводится инженером, тщательно выполняющим каждый шаг теста вручную.
Тестирование юзабилити позволяет определить, насколько легко и удобно пользователю взаимодействовать с интерфейсом сайта, приложения, маркетплейса и т.д.
Кроссбраузерное/кроссплатформенное тестирование — вид тестирования, направленный на поддержку и корректное отображение ПО в разных веб-браузерах, мобильных устройствах, планшетах, смартфонах и экранах различного размера.
История развития тестирования ПО
Источники гласят, что тестирование ПО появилось сразу же после написания первого кода. Начало было положено сразу после второй мировой войны. Учёный-компьютерщик Том Килберн считается создателем первого программного обеспечения, которое появилось 21 июня 1948 года в Манчестерском университете (Англия). Он выполнял математические вычисления с использованием инструкций машинного кода.
Отладка была основным методом тестирования ПО в то время и оставалась таковой в течение двух десятилетий. К 1980-м годам команды разработчиков перешли к тестированию программ в реальных условиях, не ограничиваясь выявлением и устранением ошибок. Это положило начало более широкому взгляду на тестирование, включающему в себя процесс обеспечения качества.
В 1990-х годах произошёл переход от тестирования к более комплексному процессу, называемому обеспечением качества, который охватывает весь цикл разработки ПО и затрагивает процессы планирования, проектирования, создания и выполнения тестовых сценариев, поддержки существующих тестов и тестовых сред.
Тестирование вышло на новый уровень, что привело к дальнейшему развитию профессии QA, навыков инженеров по тестированию, методологий, появлению эффективных инструментов управления QA-процессами и средств автоматизации тестирования.
Если вы желаете узнать подробнее, что такое тестирование программного обеспечения и совместно с нашими экспертами подобрать стратегию тестирования для вашего проекта, получите бесплатную консультацию, заполнив
форму обратной связи.