При подготовке нового программного продукта важно помнить, что качественное тестирование поможет найти возможные ошибки и сделать продукт привлекательным для конечного пользователя.
Однако сегодня далеко не все руководители проектов включают в процесс тестирования проверку доступности веб-контента для людей с ограниченными возможностями. И в этом кроется большая ошибка.
В этой статье вы узнаете, почему не стоит игнорировать
тестирование доступности (accessibility testing), на кого оно ориентировано, а также какие рекомендации существуют для его проведения.
Аccessibility testing: что это?
Под тестированием доступности (accessibility testing) понимают комплексный процесс оценки и верификации того, насколько цифровые продукты, такие как веб-сайты, мобильные приложения и программное обеспечение, соответствуют принципам инклюзивного дизайна и обеспечивают возможность их использования людьми с различными физическими, сенсорными, когнитивными или другими особенностями.
Цель тестирования доступности - выявить и устранить барьеры, которые могут препятствовать доступу, навигации, восприятию и взаимодействию пользователей с ограниченными возможностями. Это включает в себя оценку соответствия продуктов международным стандартам и руководствам по доступности, а также анализ реального опыта использования людьми с различными нарушениями и потребностями.
Тестирование доступности является неотъемлемой частью процесса разработки высококачественных и инклюзивных цифровых продуктов, которые доступны и функциональны для всех пользователей вне зависимости от их индивидуальных особенностей.
Преимущества тестирования доступности
По данным ООН, на сегодняшний день в мире насчитывается около 650 миллионов людей с различными видами инвалидности.
При этом, только в США 67% таких людей активно пользуются преимуществами информационных технологий.
Цифры говорят сами за себя. Обеспечив людей с ограниченными возможностями доступным контентом, вы сможете:
- Значительно расширить круг пользователей продукта;
- Повысить лояльность пользователей;
- Увеличить прибыль.
Кому поможет доступный веб-контент?
Тестирование доступности содержимого
мобильных приложений существенно упростит их использование таким категориям пользователей, как:
- люди с нарушениями зрения,
- инвалиды по слуху,
- люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
- дислексики,
- люди с различными сочетаниями таких нарушений,
- пожилые люди, здоровье которых с годами ухудшается.
Что лежит в основе тестирования доступности сайта?
Основные положения и рекомендации для проведения тестирования доступности содержимого описаны в Руководстве по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) 2.0.
Данный стандарт призван помочь людям с различными нарушениями в полной мере использовать все функции мобильных устройств.
Согласно стандарту, выделяют набор условий, от которых зависит уровень доступности контента.
Давайте кратко рассмотрим каждое из них.
Наличие текстовых вариантов для любого нетекстового контента
Люди с ограниченными возможностями смогут получать нетекстовую информацию с использованием альтернативных способов, например, шрифта Брайля или озвучивания.
Медиаконтент
Подача информации с помощью языка жестов сильно облегчит понимание содержимого людям с нарушением слуха.
Адаптируемость
Контент не должен терять смысл при представлении в различных видах. Нужно помнить, что иногда смысл информации может меняться с изменением последовательности расположения содержимого. Поэтому важно заранее задавать нужный порядок следования информационных блоков.
Например, программы по озвучиванию текста воспринимают HTML-страницу как последовательность текста, а не набор блоков информации. Поэтому порядок расположения таких блоков должен строго соблюдаться в исходном коде страницы.
Избирательность
Принцип заключается в том, что нужно максимально облегчить восприятие контента, разделив основные и второстепенные части.
Например, упростить просмотр содержимого можно, увеличив размер текста до 200%.
А при наличии на странице баннеров с озвучкой стоит предоставить пользователю возможность отключить звук на текущей странице.
Возможность управления с клавиатуры
В данном случае важно, чтобы все основные действия на странице можно было выполнить с использованием клавиатуры. Особенно если речь идет о достаточно популярных сегодня одностраничных сайтах.
Неограниченное время на изучение и работу с контентом
Например, у пользователя есть возможность повторно авторизоваться и при этом полностью сохранить все введенные данные.
Исключение опасных для здоровья элементов
Не стоит использовать элементы, которые вспыхивают или мигают чаще трех раз в секунду. Это может негативно сказаться на здоровье пользователей.
Навигация
Навигация должна помогать пользователю ориентироваться в приложении. К примеру, наличие нескольких способов поиска нужной страницы упростит и ускорит работу.
Удобочитаемость
Например, сюда можно отнести расшифровку аббревиатур или использование инструмента, позволяющего слушать произношение слов, когда оно является определяющим в понимании смысла.
Предсказуемость
Пользователю будет легче ориентироваться, если порядок элементов навигации на группе страниц будет совпадать.
Помощь при вводе данных
Людям с ограниченными возможностями будет проще вводить информацию, если они своевременно будут получать подсказки при некорректном написании слов.
Совместимость
Содержимое должно быть полностью совместимо с современными приложениями, в том числе с ассистивными технологиями.
Выбор подходящей команды
Успех проекта во многом зависит от того, насколько грамотно и ответственно вы подойдете к подбору экспертов.
Опытная команда специалистов, которая постоянно держит руку на пульсе инноваций в тестировании, а также владеет набором инструментов для проверки той или иной платформы, поможет вам добиться желаемых результатов.
Подводя итог
Доступность содержимого мобильных приложений для людей с ограниченными возможностями позволит вам не только расширить аудиторию продукта, но и повысить доходность проекта.
Желаете проверить продукт на соответствие существующему стандарту доступности веб-контента?
Вы можете
обратиться к специалистам компании «Точка тестирования» для получения подробной консультации или тестирования вашего решения.