«Самый любознательный тестировщик в мире» у нас в гостях

06 июня 2014
Дата публикации
«Самый любознательный тестировщик в мире» у нас в гостях
  • Тестирование ПО
  • Интервью с экспертом
Тестировщик, движимый любопытством и вопросом «что если?», стал сегодня героем нашего блога. Шринивас Кулкарни — один из самых популярных в мире блоггеров, пишущих о тестировании. Он расскажет об обеспечении качества и затронет тему автоматизации.
Один из самых популярных в мире блоггеров, пишущих о тестировании, Шринивас Кулкарни не упустит любую возможность, чтобы поговорить о гарантии качества в этой сфере. Особенно с людьми, которые, действительно, знают в этом толк. Некоторые уважаемые в IT-мире люди  называют его «самым любознательным тестером в мире». Это идеальное описание для Шриниваса. Он тестировщик, движимый своим любопытством и вопросом «что если?».

За время своей карьеры Шринивас работал в таких компаниях, как Microsoft Global Delivery center, iGATE Global Solutions, в настоящее время – в Barclays Technology Center India activities. Имея более чем шестнадцатилетний опыт в сфере тестирования, он «примерил» разные роли, охватывающие практически весь спектр IT: разработчик программного обеспечения, руководитель проекта, SQA lead, Test Lead, Test Manager and Solution Architect. Шрини Кулкарни считает, что «автоматизация тестирования является наиболее недооценённой концепцией в области тестирования программного обеспечения…». Мы пригласили Шриниваса на интервью, чтобы обсудить этот спорный вопрос.

ТК: Шринивас, мы благодарны, что вы приняли наше приглашение. Первый вопрос будет касаться сути процесса автоматизации. Есть ли виды деятельности, где мы определённо должны использовать автоматизированное тестирование? Не могли бы вы поделиться своим мнением, где граница в автоматизации тестирования и когда она становится лишней?

Шринивас Кулкарни (Ш.К.): Прежде чем ответить на этот вопрос, пожалуйста, позвольте мне вернуться к истории. Касаясь автоматизации не так часто говорят про сферу/домен в котором собственно осуществляется тестирование. За последние 10-15 лет я изучил это как консультант IT-услуг, как разработчик автоматизации для компаний-разработчиков программного обеспечения. И могу сказать, что убеждения, опыт и ожидания от автоматизации в этих бизнес-областях очень-очень разные.

Далее, если отвечать на ваш вопрос, где начинать и когда заканчивать автоматизацию, я думаю, что нужно принимать во внимание тип бизнеса /индустрии, где используется автоматизация. Традиционно в компаниях, занимающихся производством софта, никогда не было (я думаю, что это верно даже сейчас) конкретного направления, называемого «автоматизация», или команды по автоматизации. Всё это было частью процесса.

В современном мире такие компании, как Google, Microsoft подняли идею автоматизации до такого уровня, когда инженеры этих компаний не делают различий между написанием кода и тестированием. Тестирование = написание кода, чтобы проверить другую часть кода. Это то, как компании-производители видят автоматизацию. Здесь нет чёткого начала или конца автоматизации – всё это часть жизненного цикла, происходит во всём и постоянно.

ТК: Как на самом деле IT-мир видит автоматизацию?

Ш.К.: В мире поставщиков IT-услуг или страховых компаний  автоматизация приобретает совершенно новый смысл. Она рассматривается как средство, которое позволяет сократить расходы, сэкономить время и усилия. Это как отдельный вид (порой совершенно не связанный с основной) деятельности. Как так получилось?

В мире, движимом аутсорсингом, поставщикам IT-услуг необходимо постоянно расширять/углублять услуги, чтобы беспрерывно получать доход. Часто это приводит к ситуации (иногда искусственно), когда они должны смотреть на тестирование, автоматизацию и другие сопутствующие услуги иначе. Сначала идёт независимое тестирование, не связанное с командой разработчиков. Провайдеры IT -услуг часто работают именно по такой схеме. Больше отдельных и разнородных услуг – больше прибыль.

Как поставщики IT-услуг смотрят на автоматизацию? В основном, как на средство сокращения расходов на тестирование, это является одним из основных и наиболее популярных способов  распространения автоматизации. На первый взгляд, выглядит правдоподобно, что автоматизация помогает уменьшить стоимость тестирования и увеличить его эффективность. Но то, как IT-компании продают и продвигают автоматизацию – уже в течение десятилетия или около того – породило больше проблем, чем решений и выгод.

Начало и конец автоматизации в таких условиях зависит от многих факторов, таких как наличие средств,  статуса тестирования и т.д. На мой взгляд, IT-индустрия должна принять модель, которую используют компании-производители программного обеспечения – рассматривать автоматизацию как непрерывный процесс, который идёт вместе с циклом разработки – без определённого начала и конца. Но тогда надо определиться, а как же продать такую услугу, которая стоит больше, хотя позиционируется как способ экономии средств? Это головоломка, одним словом.

ТК: На ваш взгляд, каковы критерии эффективности автоматизированного тестирования? И какие из них могут быть применимы к людям, которые вовлечены в этот процесс?

Ш.К.: Одним из критериев успешной автоматизации является её широкое использование. Автоматизация, устаревшая или слишком громоздкая для поддержания и использования, будет «переложена на плечи» тестеров и разработчиков.

Не делайте ошибку – основная цель автоматизации заключается в оказании помощи тестированию в скорости заполнения пробелов и ликвидации недостатков. Эффективная автоматизация направлена на то, чтобы помочь тестировщику быть более продуктивным. Вопреки распространённому мнению – эффективная автоматизация позволяет повысить уровень ручного тестирования в тех областях, где машины/компьютерные программы делают это лучше, чем человек. Успешная автоматизация всё больше привлекает людей.

Сем Канер определяет автоматизацию или автоматизированное тестирование как вспомогательный инструмент тестирования. Вы были бы удивлены, узнав, что многие программные приложения, такие как MS Excel могут помочь в тестировании, что, например, Excel может время от времени использоваться в качестве инструмента автоматизации. Есть аналогичные примеры из Non-windows мира. Суть в том, чтобы спросить себя: «Что может повысить мою производительность и эффективность в качестве тестера?», а  затем выбрать инструменты, которые помогут в этом направлении. Всё, что помогает тестированию, является средством автоматизации. Многие специалисты в нашей отрасли не думают об автоматизации в таком ключе, и это проблема…

Продолжение следует.