Рассказываем о тестировании электронных сервисов госуслуг

13 июня 2014
Дата публикации
Рассказываем о тестировании электронных сервисов госуслуг
  • Тестирование ПО
  • Обеспечение качества
Начальник Департамента тестирования корпоративных систем приняла участие в конференции «Электронные сервисы в информационном государстве» в Москве 10 июня.

 Рисунок1.webp

В ивенте участвовали представители российских министерств связи, экономического развития, региональные власти, ведущие эксперты в сфере создания электронных сервисов, зарубежные эксперты и представители отечественного  бизнеса.

Изначально задачей конференции было ответить на вопросы: насколько открыто российское правительство при коммуникации с обществом, отвечает ли Россия требованиям, предъявляемым к современным государствам мира, каких результатов достигли власти при реализации планов по информатизации российских регионов?

Губернатор Тульской области Владимир Груздев подчеркнул важность подобных мероприятий для субъектов России. «Услуги, которые предоставляются на территории региона в электронном виде, не только упрощают жизнь граждан. Они позволяют власти получать стабильную обратную связь от жителей, а значит и своевременно реагировать, решать проблемы людей», — отметил Владимир Груздев.

На конференции «всплыло» и немало проблем в работе электронных сервисов предоставления госуслуг. Об этом говорили  заместитель Министра связи и массовых коммуникаций России Алексей Козырев, зам. руководителя федерального казначейства Владимир Смирнов, зам.директора департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития РФ Павел Малков.

Новая версия Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) расширит полномочия региональных операторов и выведет на новый уровень поддержку межрегиональных запросов в системе электронного правительства, заявил замглавы Минкомсвязи Алексей Козырев. Проходящее сегодня тестирование СМЭВ 3.0 также существенно увеличит объем пересылаемых документов — до 1 Гб.

А.Козырев уточнил, что сегодня к СМЭВ подключено 9 тысяч участников — министерств, ведомств и организаций. Важно, чтобы принимаемые нормативные акты были синхронизированы, чтобы система госуслуг представляла собой непрерывные сервисы, заметил вице-президент Сбербанка, президент УЭК Алексей Попов.

Заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Павел Малков сообщил на конференции о том, что правительством рассматривается вопрос о финансировании работы e-government в регионах, в частности, возможно, будет принято решение о разделении госпошлин пополам — между Многофункциональными центрами в регионах (МФЦ) и бюджетом РФ. На сегодняшний день доля охвата МФЦ по стране – 42 процента.

Основываясь на опыте в реализации крупных государственных IT-проектов Начальник Департамента тестирования корпоративных систем Ольга Суша отметила, что  проекты по информатизации госуслуг становятся все более масштабными и амбициозными,  а требования к качеству и срокам их реализации остаются весьма высокими.

По ее словам, это похоже на спорт высоких достижений, когда спортсмены достигли максимальных возможностей своего организма, в игру вступают технологии: специальные системы тренировок, инновационный инвентарь и особая спортивная экипировка, т.е. все то, что позволяет преодолеть ограничения организма и увеличить эффективность.

Так и в разработке сложных электронных государственных систем, при достижении пределов в разработке и тестировании, необходимо выйти на качественно новый уровень процессов по контролю качества. Как это сделать? Ольга считает, что поможет аудит процессов контроля качества.

В роли аудиторов, как правило, выступают специалисты консалтинговых компаний, у которых в багаже не только теоретические знания, но и практический опыт участия в большом количестве разнообразных проектов по обеспечению качества, разработке и внедрению процессов по контролю качества и оптимизации этих процессов.

Внешние консультанты, диагностируя процессы контроля качества, подходы и методологии, могут дать наиболее эффективные рекомендации, применить стандарты, которые соответствуют индивидуальным потребностям каждой отдельно взятой ситемы госуслуг. Свежие идеи, новый и непредвзятый взгляд консультантов-практиков за плечами которых сотни проектов по обеспечению качества, помогают найти новый эффективный путь развития подобных сервисов.

В целом, в результате дискуссии участники форума обсудили перспективы информатизации России, рассказали о реализованных информационных проектах в социально значимых сферах, определили приоритеты и необходимые меры для содействия инновационному развитию экономики регионов и повышения уровня их информатизации.