Говоря о трендах развития какой-либо конкретной отрасли экономики, нужно понимать, что отрасль – это не абстрактное понятие. Отрасль – это, прежде всего, совокупность реальных предприятий, которые занимаются производством реальной продукции.
14-15 сентября в Санкт-Петербурге состоялся III Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли «Smart Oil & Gas: Цифровая трансформация нефтегазовой индустрии», на котором более 500 делегатов из 280 компаний обсудили применение цифровых технологий, повышение оперативной эффективности за счет внедрения высокотехнологичных ИТ-решений, проблемы отрасли и ее будущее.
В Форуме приняла участие и команда компании «Точка качества», чьи
консультанты и бизнес-аналитики имеют многолетний опыт сотрудничества с нефтегазовыми компаниями, а потому стремятся оставаться в курсе того, чем отрасль живет. В данной статье предлагаем вам ознакомиться с основными идеями, озвученными на Форуме.
Цифровизация – долгосрочная стратегия развития отрасли
Стратегия развития нефтегазовой отрасли в России была озвучена летом, когда руководством страны был объявлен курс на «цифровую экономику». Конечно же, это не могло не коснуться нефтегазовой отрасли, являющейся основой развития экономики страны. К тому же необходимость внедрения информационных технологий начинает диктовать рынок. Обусловлено это конкуренцией со стороны набирающих популярность электромобилей и источников возобновляемой энергии. По словам экспертов все того же ИТ-Форума, если процесс цифровизации не начать в самое ближайшее время, то уже через 10-15 лет мы сможем наблюдать закат нефтегазовой отрасли.
Цифровая трансформация – это глобальный тренд, который подразумевает создание «умного» производства за счет внедрения следующих технологий:
- Промышленный интернет вещей (IIoT);
- Единый центр управления производством;
- Виртуальная реальность (VR);
- Информационная безопасность производства.
Какие-то из указанных пунктов уже активно внедряются, какие-то еще звучат недосягаемо. Разберем каждый в отдельности.
1. Внедрение промышленного интернета вещей
Термин «интернет вещей» уже укрепился в нашем сознании. Он предполагает объединение физических предметов в сеть и их взаимодействие между собой. В тот момент, когда мы запускаем мультиварку у себя на кухне с помощью смартфона, мы становимся активными потребителями этого самого интернета вещей. В случае же промышленного интернета вещей этой условной мультиваркой становится производственное оборудование (насосы, краны и т.д.). При этом в случае промышленного интернета вещей в нефтегазовой отрасли интерес представляет не запуск/остановка или выбор режима оборудования, а скорее непрерывный контроль за его состоянием. Поэтому основной задачей является оснастить как можно больше устройств, задействованных в процессе, как можно большим количеством датчиков и сенсоров.
Этот шаг обеспечит непрерывное поступление различной информации (масса, скорость, температура, давление, присутствие химических элементов и т.д.) в аналитический центр.
И тут происходит плавный переход к следующему шагу на пути цифровой трансформации.
2. Создание единого центра управления производством
Собранная информация с датчиков не остается в своем условном «функциональном колодце», с которым работают специалисты одного направления. Вся информация стекается в единый операционный центр.
Не завтрашний день, а, пожалуй, уже сегодняшний — это активное использование информационно-аналитических систем/платформ и средств визуализации, которые помогают специалистам представить огромнейшие массивы данных с учетом эргономики восприятия, что значительно упрощает ее анализ.
Также такие системы призваны поддерживать процесс принятия решений: своевременно информировать об имеющихся отклонениях и предлагать наиболее подходящие варианты устранения возникших проблем.
А вот действительно завтрашним днем станут операционные центры на базе искусственного интеллекта. Сама их суть концептуально не изменится, но вот решения уже будут принимать не специалисты, а машины. На основе анализа поступающих с датчиков информации они смогут самостоятельно изменять настройки и параметры работы оборудования для предотвращения его выхода из строя, при необходимости, направлять специалистов для визуального осмотра и ремонта узлов, по результатам полученной от специалистов информации самостоятельно выбирать лучшего поставщика и заказывать детали для замены и даже осуществлять их доставку к месту поломки с помощью дронов.
Кстати, дроны – это тоже уже скорее день сегодняшний, так как за последние несколько лет их начали активно применять для наружного и внутреннего осмотра оборудования в нефтегазовой отрасли. В основном это касается процедур, которые при выполнении людьми сопровождаются высокими рисками и материальными затратами.
3. Использование технологий виртуальной реальности в обучении персонала
Отдельным трендом можно назвать новые подходы к обучению персонала. Речь прежде всего идет о сотрудниках, задействованных в работах по ремонту оборудования. Для их обучения предлагается активное использование возможностей виртуальной реальности.
Безусловно, это отнюдь не новшество для других областей. Виртуальная реальность уже используется для обучения солдат и летчиков.
Но для нефтегазовой отрасли это можно отнести к новым веяниям. Теперь осваивать ремонт агрегата можно будет с помощью его 3D-модели, надев очки виртуальной реальности. Это значительно повысит эффективность обучения, а также снизит вероятность получения травмы.
На Форуме была организована зона, где, надев очки, можно было оказаться на виртуальном участке месторождения и своими руками устранить, пусть небольшую, но все же утечку нефти.
4. Обеспечение информационной безопасности производства
Последним направлением, которое хотелось бы отметить, — это обеспечение информационной безопасности производства. Оно является логическим продолжением всех пунктов, перечисленных выше. Чем большая часть производственного процесса контролируется информационными технологиями, тем более уязвимым он становится для различного рода киберугроз.
При этом важно понимать, что в случае нефтегазовой отрасли речь идет не только о безопасности и конфиденциальности данных, как это характерно, например, для финансовой сферы. В случае с автоматизацией производственного процесса в результате кибератаки злоумышленник может завладеть автоматизированной системы управления технологическим процессом. Изменение режима работы оборудования может привести к многомиллионным финансовым потерям, человеческим жертвам и экологическим катастрофам.
Поэтому поиски путей защиты от кибератак сейчас идут если не впереди цифровизации, то как минимум, в ногу с ней.
Подведем итог
Мы рассказали вам об основных шагах, которые должна сделать нефтегазовая отрасль на пути к цифровой трансформации. Какие-то из новых веяний уже внедрены и активно набирают популярность, другие же кажутся сродни разговорам о полете в космос в начале 20-го века. Однако какими бы невероятными ни казались эти цифровые преобразования, мы уже можем наблюдать их аналоги в других сферах, таких как телекоммуникации и транспорт.
Вместе с тем к цифровой трансформации следует тщательно подготовиться. Если при разработке и внедрении автоматизированных решений им не будет обеспечен достаточный уровень качества, это может привести к сбоям в бизнес- и производственных процессах, что повлечет проблем не меньше, чем кибератаки, о которых мы говорили выше. Поэтому выстраивание процессов контроля качества и
тщательное тестирование новых систем должно стать неотъемлемой частью цифровой трансформации.
Наши специалисты будут продолжать отслеживать развитие отрасли, изучать лучшие практики, помогая своим клиентам как можно быстрее стать на путь цифровой трансформации и адаптироваться к новым условиям.