Вокруг сферы обеспечения качества в целом и тестирования программного обеспечения в частности продолжает витать множество мифов и ложных предположений. Иногда предрассудки становятся препятствием для проведения полноценного тестирования систем, сайтов, приложений и других ИТ-продуктов.
Разработка ПО без предварительного тестирования служит причиной создания небезопасного и менее производительного продукта. Тестирование способствует не только достижению желаемых финансовых показателей в установленные сроки, но и позволяет реализовать все прописанные бизнесом технические требования.
С тестированием ИТ-решений связано много предрассудков. Некоторые не понимают, что входит в обязанности инженеров по тестированию и руководителей QA-проектов и какой результат их работы. Специалисты нашей компании рассказали, с какими мифами о тестировании они регулярно сталкиваются в работе, и развеяли их.
1) Тестирование — это одна из самых простых и быстрых функций на проекте.
Есть мнение, что тестирование могут проводить разработчики, руководители проектов и сотрудники техподдержки. Когда-то, вероятно, так и было, но сейчас тестировщику нужно обладать глубокими знаниями, как в теории тестирования, так и архитектуре ИТ-решений.
Некоторые считают, что процесс тестирования ПО занимает мало времени. Кажется, что QA-специалист открыл приложение, пробежался глазами, нажал на пару кнопок, и тестирование завершено. Из-за этого приходится сталкиваться с неточным планированием и расчётом сроков, выделяемых на тестирование в
компаниях.
В обязанности QA-инженеров входит разработка, построение и внедрение эффективных стратегий тестирования на проекте. Расчёт времени зависит от масштаба проекта, применяемых видов тестирования, детализации технической документации и т.д. Изначально грамотно спланировать трудозатраты команды тестирования поможем руководитель проектов в сфере обеспечения качества.
2) Нет необходимости в привлечении руководителя проектов в сфере обеспечения качества.
Руководитель не нужен, потому что специалисты по тестированию могут слаженно работать сами — ещё одно распространённое мнение. QA-руководитель необходим на каждом проекте. Он не только оценивает предстоящий объём работ, ставит задачи и управляет командой тестирования, но также анализирует метрики, выявляет риски для проекта и разрабатывает меры их предотвращения.
3) Абсолютно для всех ИТ-решений подойдёт автоматизация тестирования.
И в целом, автоматизаторы — это более высокоуровневые тестировщики. Наконец, автоматизированное тестирование устраняет необходимость в проведении функционального (ручного) тестирования. Мифы об автоматизированном тестировании — то, с чем нашим экспертам приходится сталкиваться регулярно.
В 2021 году был опубликован ежегодный отчёт о состоянии индустрии обеспечения качества ПО (World Quality Report), в котором также оценили состояние автоматизации тестирования. В мире автоматизируют только 15–20% всех тестов, включая регрессионное тестирование.
Не рекомендуется автоматизировать тесты:
- которые вы намерены проводить однократно
-
которые необходимо запустить оперативно
-
без предсказуемых результатов, необходимых для создания условий прохождения и отказа
-
не нацеленные на критически важные области ИТ-решения
-
находящиеся в части ПО, наиболее подверженной изменениям
4) Автотесты создают роботы или программы
Автоматизацию тестирования проводят не люди, а роботы или специальные программы, которые сами пишут тестовые сценарии и запускают их. Скоро весь код будут тестировать автоматически и тестировщики не будут востребованы. Знакомо?
Автоматизировать процесс тестирования не значит сделать его автоматическим. При проведении данного вида тестирования помимо создания самого скрипта необходимо подобрать скрипты для запуска, подготовить тестовые данные, запустить автотесты или настроить планировщик для их запуска, проанализировать результаты и периодически обновлять автотесты.
5) Цель тестирования — «сломать» ПО.
У QA-специалистов такого намерения нет. Их цель — понять, как приложение или веб-сайт работает в данный момент, найти ошибки и проверить, действительно ли программное обеспечение соответствует техническим требованиям, то есть работает так, как изначально планировалось.
6) Тестировщики и программисты мешают работе друг друга.
Специалисты компании «Точка качества» крайне редко сталкиваются с тем, чтобы разработчики как-то конфликтовали с инженерами по тестированию. Команда работаем над одним продуктом, поэтому всем важно достичь желаемого результата.
Для поддержания комфортной атмосферы на проекте важен высокий уровень коммуникации. Инженерам по тестированию в ходе работы приходится постоянно уточнять различные требования, взаимодействовать с разработчиками — по поводу дефектов, с менеджерами — по поводу задач, инструментов и т.д.
7) QA-специалисты нужны только для итоговой проверки результата разработки.
Тестирование проводится только после окончания этапа разработки. А все обсуждения касаемо бизнес-логики могут происходить без инженеров и бизнес-аналитиков. Конечно, это не так.
Чем раньше интегрировать инженеров по тестированию в проект, темменьше придётся исправлять ошибок на финальных стадиях разработки. Более того, на этапе формирования бизнес-требований рекомендуем воспользоваться услугами бизнес-аналитиков.
Через разработку и управление требованиями на протяжении всего проекта бизнес-анализ в совокупности в тестированием гарантируют, что ПО будет разработано в соответствии с ожиданиями заинтересованных сторон. Взаимодействие функций бизнес-анализа и тестирования поможет создать корректно работающее и соответствующее целям бизнеса решение.
Это далеко не все мифы
В статье мы рассмотрели семь мифов о сфере обеспечения качества, не останавливаясь на других распространённых заблуждениях вроде:
Большинство мифов о тестировании программного обеспечения связаны с автоматизацией тестирования и сложностью в оценке и анализе трудозатрат QA-команды на проекте.
Развеять любые сомнения и разработать индивидуальную стратегию тестирования ПО
для вашего проекта помогут специалисты компании «Точка качества» на
бесплатной консультации.