Этапы тестирования ПО

29 августа 2023
Дата публикации
Этапы тестирования ПО
  • Тестирование ПО
  • Обеспечение качества

Тестирование ИТ-продуктов — проверка разработанного ПО на предмет его соответствия определённым требованиям. Тестирование — неотъемлемый этап разработки программного обеспечения. В результате сотрудничества с QA-инженерами компания получает эффективную стратегию улучшения качества, которая позволит достичь ожидаемых финансовых результатов и выпустить на рынок надёжное и удовлетворяющее пользователей ИТ-решение.

Всё сводится к удовлетворению потребностей клиентов. Предложить потребителю желаемый и корректно работающий продукт — конечная цель каждой организации. Ничто не отталкивает клиентов больше, чем негативный пользовательский опыт: некорректное отображение элементов дизайна, долгая загрузка страниц и другие баги. Поэтому, когда мировой бизнес осознал это, он включил тестирование как обязательную часть жизненного цикла разработки ПО.

Из каких этапов состоит процесс тестирования

Жизненный цикл в целом — это последовательность изменений, через которые проходит объект, переходя из одной формы в другую. Жизненный цикл тестирования программного обеспечения — это процесс выполнения различных действий в ходе проведения тестирования. Как пример, сюда относится составление тест-плана, анализ требований, поиск дефектов, поддержка после релиза и так далее. Если в продукте найдены дефекты, тестировщики информируют команду разработчиков или другие заинтересованные стороны. 

Проверка каждого модуля веб-сайта, мобильного приложения, системы и любого другого ПО — обязательное условие для обеспечения корректности и надёжности финального продукта. В ходе сотрудничества QA-эксперты придерживаются этих этапов тестирования программного обеспечения:
  •         Подготовка
  •         Внедрение
  •         Реализация
Какие работы проводятся на каждом этапе в рамках сотрудничества с «Точкой качества»?

1. Подготовка

Прежде чем приступить к тестированию, QA-инженеры должны интегрироваться в проект и изучить все его детали. Для этого проводится:
  •         изучение технической документации / анализ требований
  •         проведение интервью со специалистами команды разработки клиента
  •         разработка целевых показателей качества
  •         оценка ресурсов, необходимых для начала тестирования
  •         определение и настройка тестового покрытия
  •         распределение обязанностей, планирование графика работ и проведения тестов
2. Внедрение

На этапе внедрения:
  •         разрабатываются и совершенствуются тест-кейсы (тестовые сценарии)
  •         составляются чек-листы и пишутся скрипты
  •         производится настройка тестового окружения
3. Реализация

Это ключевой этап проекта, в ходе которого:
  •         проводится тестирование программного обеспечения
  •         составляются отчёты по качеству об обнаруженных ошибках и проблемах
  •         производится сбор артефактов и результатов тестов и передаётся заказчику
  •         проводится анализ результатов
  •         даются рекомендации по улучшению процессов на проекте
  •         оптимизируются процессы жизненного цикла ПО
Каждая фаза жизненного цикла тестирования имеет конкретную цель и результаты. Она включает в себя начало, выполнение и завершение процесса тестирования. Рассмотрим подробнее некоторые этапы жизненного цикла тестирования.
 

Подробнее про этапы тестирования полного цикла


Анализ требований

Специалисты по тестированию просматривают, изучают и анализируют имеющиеся спецификации и документацию. Тестировщики изучают как функциональные, так и нефункциональные требования. После этого они определяют, какие требования необходимо протестировать.

План действий на этом этапе подразумевает анализ документации, определение и приоритизацию тестовых требований. Эксперты также определяют требования для автоматизированного и ручного тестирования.

Анализ требований подразумевает сбор конкретных данных о ПО. Необходимо понимать, каким должен быть финальный продукт. На этой фазе в качестве итоговых результатов формируется подробный отчёт о требованиях, а также проводится анализ возможности автоматизации тестирования.

Ещё одним результатом, полученным на этом этапе, является матрица отслеживания требований. У компании и QA-специалистов должна быть возможность отследить каждое изменение в коде вплоть до исходных требований. Так вы сокращаете финансовые и временные потери, гарантируя, что каждая операция будет связана с изначальными требованиями.

Итак, на этом этапе:
  •         устанавливается ожидаемый результат после релиза продукта
  •         выявляются слабые места в спецификациях
  •         определяются приоритеты для процесса тестирования
  •         выполняется проверка возможности внедрения автоматизации тестирования
Планирование тестирования

Команда переходит к формированию стратегии тестирования после анализа всех необходимых требований. Эксперты определяют объём и цели, анализируют риски и составляют графики тестирования.

QA-менеджер проекта определяет инструментарий и распределяет роли и обязанности между сотрудниками. Также определяются примерные сроки, к которым должно быть завершено тестирование каждого модуля.

Важным документом, формируемом на этом этапе, является план тестирования, описывающий цели и детали работ по тестированию для данного проекта. Итак, на этом этапе:
  •         готовится документация с графиком тестирования
  •         определяются рабочие инструменты
  •         оцениваются время и усилия
  •         распределяются задачи и обязанности.
Проектирование и разработка тестовых сценариев

Опираясь на график тестирования, тестировщики проектируют и разрабатывают тестовые сценарии. Тест-кейсы должны быть обширными и охватывать практически все возможные сценарии и комбинации.

Можно приоритизировать тестовые сценарии, изучив, какие из них являются наиболее распространёнными или какие из них окажут наибольшее влияние на продукт. Затем следует тестирование и подтверждение заданных требований на этапе документации.

Основными результатами, полученными на этом этапе, выступают готовые тестовые сценарии, объединённые в соответствующие наборы тестов. На этом этапе:
  •         создаются тестовые сценарии
  •         приоритизируются тест-кейсы
Настройка тестовой среды

Для выполнения разработанных тестовых сценариев необходимо создать условия подходящего тестового окружения, такие как серверы, платформы, аппаратное и программное обеспечение. Важно, чтобы тестовая среда охватывала все среды, в которых будет работать пользователь.

 Например, некоторые функции, работающие в Google Chrome, не работают в Microsoft Edge. Функция может без проблем запускаться с 16 ГБ ОЗУ, но может создавать проблемы с 4 ГБ ОЗУ. Основным результатом этого этапа является готовая стратегия управления тестовыми средами.

На этом этапе:
  •         определяется программное и аппаратное обеспечение, необходимое для разных уровней производительности
  •         расставляются приоритеты тестовых сред
  •         проводится настройка тестовых сред
Проведение тестирования

QA-инженеры приступают к тестированию в соответствии с графиком. Они ищут и регистрируют дефекты, сообщая о них разработчикам. QA-команда также отвечает за сравнение ожидаемых и реальных результатов разработки.

Как только команда разработчиков устраняет ошибку, начинается повторное (регрессионное) тестирование ПО. Все функции важно снова проверить, потому что исправление ошибки может привести к возникновению новых проблем в другом модуле решения. Какие конкретно существуют этапы тестирования — зависит от специфики проекта и проводимых видов тестов.

 Результатом данного этапа считается отчёт по качеству с результатами тестирования. Он составляется командой тестирования и отправляется заказчику с оговоренной периодичностью.

На данном этапе:
  •         запускаются тестовые сценарии.
  •         выявляются и документируются дефекты и ошибки ПО
  •         фиксируются непройденные тест-кейсы с подробным описанием причин
  •         проводится повторное исследование функциональности после исправления ошибок
  •         формируются отчёты по качеству
Выход в релиз

Окончание тестирования и выпуск конечного продукта знаменуют начало фазы завершения тестирования. Команда QA проверяет результаты тестирования и обсуждает их с другими членами команды. Другие факторы, которые учитываются, — это качество продукта, тестовое покрытие и стоимость проекта.

Если есть отклонение от расчётных значений, можно провести дальнейший анализ, чтобы определить, что пошло не так, как планировалось. На этом этапе важно:
  •         убедиться, что всё тесты выполнены
  •         оценить такие факторы, как качество, тестовое покрытие, сроки и стоимость
  •         задокументировать выводы и дать рекомендации
  •         обсудить полученные результаты и выяснить, можно ли улучшить процесс тестирования.
  •         подготовить финальный отчёт о завершении тестирования
Завершающие мысли

Простое выявление ошибок на последнем этапе жизненного цикла разработки ПО уже не считается эффективной практикой. Тестирование должно быть интегрировано с самого начала разработки продукта.

Выстраивание процессов обеспечения качества позволяет эффективно использовать бюджет, время и ресурсы. Команда тестирования поможет не только быстро найти и устранить ошибки, но и повысить качество продукта и снизить затраты на техническое обслуживание после релиза. Чем выше удовлетворённость пользователей, тем у вас больше новых заказов, выше рентабельность инвестиций и репутация бренда.

Стабильная и корректная работа приложения или веб-сайта необходима для привлечения новых пользователей и удержания старых. Чтобы продукт занимал лидирующую позицию в вашей сфере бизнеса, рекомендуется проводить полноценное тестирование с привлечением QA-инженеров.

Более подробно о том, из каких этапов состоит процесс тестирование в соответствии с требованиями и особенностями вашего продукта вы можете узнать на бесплатной консультации с нашим экспертом.

 Узнать больше информации о сущности тестирования и его видах вы можете в нашем блоге.