Чайка по имени… Джеймс Бах: интервью с известным тестировщиком

27 мая 2014
Дата публикации
Чайка по имени… Джеймс Бах: интервью с известным тестировщиком
  • Тестирование ПО
  • Интервью с экспертом
Сегодня говорим с Джеймсом Маркусом Бахом – экспертом, который постоянно выступает на престижных конференциях. Он тренер и наставник, который кропотливо передает свой опыт ученикам. Для Джеймса Баха тестирование – не только работа… это его жизнь, и сегодня мы попытаемся приоткрыть эту завесу тайны.

Продолжая серию интервью с известными людьми в сфере тестирования программного обеспечения, «Точка качества» сегодня говорит с Джеймсом Бахом – экспертом, который постоянно выступает на престижных конференциях, опытным тренером и наставником, который кропотливо передает свои знания ученикам.

Его отец, Ричард Бах, написал когда-то книгу про «Чайку по имени Джонатан Ливингстон», которая жила наперекор судьбе…

Беседуя с сыном писателя, понимаешь, что Ричард тоже унаследовал что-то от этого персонажа. Он такой же независимый человек со своими особыми взглядами на жизнь и на тестирование ПО. Для Джеймса Баха тестирование – не только работа… это его жизнь. Работая ранее на Apple и Borland, сейчас он возглавляет компанию Satisfice Inc, занимающуюся обучением тестированию и QA консалтингом.

Джеймс один из тех, кто стоит за исследовательской концепцией тестирования и школой Context-Driven Testing. Его блог бьет все рекорды  популярности по всему миру. Мы рады приветствовать Джеймса у нас в блоге.

ТК: Джеймс, спасибо, что согласились стать нашим гостем. Последний пост в вашем блоге касается измерения качества тестирования. Не секрет, что разработчик и проект-менеджер обычно хотят знать, насколько хорош их код. Как вы оцениваете качество тестирования? Это что-то вербальное, количественное или инстинктивное чувство для вас?

Джеймс Бах (Д.Б.): Все разумные люди оценивают качество софта одинаково: взвешивая аргументы в уме. Это то, что делают присяжные, это то, что делают избиратели, это то, что делают политические и военные лидеры, это то, что каждый делает при оценке чего-то сложного и важного. Любой, кто пытается оценить качество программного обеспечения исключительно с точки зрения количественных показателей либо шутит, либо некомпетентен, либо мошенник…

Менеджмент в данном случае отвечает за весомость аргументов в пользу качества продукта. Нет таких показателей, которые могли бы полностью «освободить» менеджера от ответственности. И если кто-то пытается переложить свою ответственность на количественные показатели, то грамотные люди должны этому воспротивиться.

Моя работа в качестве тестировщика (я предпочитаю не говорить «QA») заключается в том, чтобы собрать, организовать, отфильтровать и представить доказательства того, что требуется отрегулировать. Я мог бы использовать и количественные показатели, как часть этого доказательства. Какие показатели в итоге я выбираю – полностью зависит от ситуации. Тем не менее, я отношусь к количественным показателям со скепсисом. Числа слишком привлекательны для людей, которые хотят простых решений. Я никогда не позволял себе использовать цифры бесконтрольно. И я почти никогда не использовал количественные показатели, связанные с тест-кейсами (за редким исключением), так как они ничего не значат. Я никогда не свожу качество к простому набору чисел.

ТК: Каковы ваши ожидания в отношении QA и тенденций в тестировании? Вытеснит ли автоматическое тестирование ручной способ?

Д.Б.: На самом деле квалифицированных тестеров всегда было очень мало. Теперь хотя бы есть хорошее международное комьюнити, способное поддержать профессиональный рост квалифицированных тестировщиков. Но сообщество серьезных тестеров находится под постоянным давлением, причем с разных сторон. Некоторые аджайлисты (аgilists) хотят, чтобы все тестеры были программистами. Старая школа тестировщиков противостоит новой волне интеллектуальных тестеров, они сговорились, чтобы создать новый стандарт тестирования ISO, который устарел задолго до того, как даже был официально создан. Некоторые крупные компании яро отрицают, что у них есть тестировщики вообще.

Я думаю, что дни малоквалифицированных тестеров сочтены. У этих людей будет всё меньше и меньше работы. Что касается автоматизации, то качественное тестирование не может быть автоматизированным.

Как по мне, нет такого понятия, как автоматизированное тестирование. Я знаю, что ваша компания публикует в блоге материалы, касающиеся автоматизации в тестировании, но это не тестирование – это проверка фактов. До тех пор пока проверка фактов курируется, разрабатывается и управляется людьми, которые знают, КАК тестировать, она останется лишь дорогой тратой времени. Сегодня большинство из того, что называется автоматическим тестированием, имеет небольшую ценность, соответственно ее стоимости…

Я тестировщик. Конечно, я заинтересован в фактах, но у меня также есть навыки для анализа и интерпретации доказательств. Я знаю, как устраивать эксперименты. Эти навыки не могут быть автоматизированы, хотя я использую инструменты, которые помогают мне в моей работе.

ТК: Говорят, что соотношение тестеров к разработчикам должно быть 1 к 3: вы согласны с этим? Что бы вы посоветовали относительно численности QA-команды? Какие факторы, по вашему мнению, важны для создания команды?

Д.Б.: Соотношения тестер/разработчик ничего не значат для меня. Мой совет – нанимайте либо обучайте сами хороших тестеров до тех пор, пока важная работа по тестированию не будет сделана быстро и в срок.  Я обычно начинаю с наема одного тестировщика и от этого отталкиваюсь. Таким же образом нанимают девелоперов.

Одним из факторов, важных для меня в построении команды, является разнообразие. Я хочу видеть в команде разных людей, с разными темпераментами и уровнем образования. Еще одним фактором является обслуживание.

Тестирование выполняет сервисную функцию. Люди, которые занимаются тестированием, должны принять это. Тестеры не отвечает за жизни своих клиентов, как юристы или врачи. Вместо этого они служат им. Тестер, которому не нравится работать в сфере обслуживания, должен сменить сферу деятельности. Тестировщик всегда должен думать: «Как я могу помочь?»

ТК: Кому бы вы порекомендовали заниматься QA? Как учить тестированию новичков и старших инженеров? Как повысить квалификацию тем, кто уже давно в этой сфере?

Д.Б.: Я бы никому не рекомендовал ту или иную профессию. Это как рекомендовать двум незнакомым людям пожениться. Для начала они должны влюбиться друг в друга…

Мне нравится тестирование. Эта профессия для тех, кто любит решать головоломки и работать над разными вещами каждый день. Я не могу односложно ответить, как надо обучать тестеров. Я много лет в этой сфере и мне есть, чем поделиться. Я скажу одно: не надо получать сертификат ISTQB. Это абсолютно пустая трата времени, вы просто вкладываете деньги в коррумпированную организацию.

ТК: Джеймс, что для вас Agile в тестировании – панацея или попсовый тренд? Какой метод в тестировании вам ближе?

Д.Б.: Agile, по моему мнению, является довольно расплывчатым сочетанием устремлений, привычек и ожиданий. Навык, мотивация и социальные отношения, – вот то, что делает проекты успешными. Я решаю проблемы. Моя задача – осознать проблему и найти инструменты для её решения. Затем я делаю то, что решает проблему, – вот и все. Это называется Context-Driven подход.

Джеймс, большое спасибо, что поделились своими мыслями! Очевидно, что одного поста недостаточно, чтобы обсудить все интересные вопросы. Надеюсь, что у нас будет возможность побеседовать еще.