Бизнес-анализ: какие задачи решает и как помогает компаниям увеличивать прибыль

30 мая 2024
Дата публикации
Бизнес-анализ: какие задачи решает и как помогает компаниям увеличивать прибыль
  • Интервью с экспертом
  • Бизнес-анализ
Дмитрий Радкевич, руководитель направления бизнес-анализа, поделился особенностями этого процесса, его этапами и преимуществами для компаний.  


Дима, расскажи что такое бизнес-анализ и для чего он нужен.

Бизнес-анализ — это деятельность, которая помогает бизнесу перейти к целевому состоянию за счёт внедрения изменений.

В бизнес-анализе выделяют два состояния бизнеса: «as is» и «to be». «As is» показывает, в каком положении находится предприятие в настоящий момент. «To be» указывает на состояние, к которому его необходимо привести. Вариантов перехода из одного состояния в другое может быть несколько. Задача бизнес-анализа — провести обследование бизнеса и обеспечить переход с помощью самого оптимального для бизнеса и заинтересованных сторон варианта.

Грубо говоря, бизнес-анализ помогает решить уравнение «х = to be – as is», где х – совокупность необходимых изменений. Выглядит просто, но на практике мы сталкиваемся с тем, что в уравнение подставляются «ложные» значения самим бизнесом, особенно если мы говорим про «as is».

Например, следствие наличия проблемы может некорректно идентифицироваться в качестве самой проблемы и тогда ложное значение приведёт к ложному решению.

 
Бизнес-анализ может помочь бизнесу увеличить прибыль?

В конечном счёте – да. Но ключевым с точки зрения ценности бизнес-анализа будет не только то, «что» он помог достичь бизнесу, а ещё и «как»: траектория движения к цели будет оптимальной: без откатов и поздних доработок. Это также помогает сократить затраты бизнеса, как временные, так и финансовые.

 
Расскажи пожалуйста подробнее про процесс бизнес-анализа.

Бизнес-анализ проводится в несколько этапов:
  • Планирование подхода к бизнес-анализу.
На этом этапе специалисты определяют наиболее подходящий метод проведения бизнес-анализа в рамках проекта или инициативы с учётом предварительной информации о проблеме или возможности, стоящей перед бизнесом.
  • Анализ текущего положения бизнеса «as is».
Бизнес-аналитики погружаются в среду, в которой возникла бизнес-потребность: изучают предметную область бизнеса, его культуру и бизнес-процессы. Это необходимо для определения причинно-следственных связей, чтобы в дальнейшем решать проблемы, а не следствия. Бизнес-аналитики определяют сильные и слабые стороны предприятия, чтобы сформировать лучшую стратегию изменений.
  • Определение конечной точки «to be».
Специалисты определяют бизнес-цели предприятия и промежуточные чек-поинты на пути движения к ним, определяют риски, которые могут возникнуть при переходе.
  • Определение возможных решений.
Бизнес-аналитики определяют весь спектр возможных решений, проводят сравнительный анализ по ключевым для бизнеса параметрам и рекомендуют конечное решение.
  • Разработка требований к решению.
Бизнес-аналитики проводят работы, конечной целью которых является разработка функциональных и нефункциональных требования. Это те самые требования, которые передают команде разработки. На этом этапе происходит активное взаимодействие с пользователями или их представителями.
  •  Сопровождение разработки и поставки решения.
Бизнес-аналитики проверяют разработанное решение на соответствие заявленным требованиям, консультируют пользователей и оценивают решение через мониторинг бизнес-эффектов.
 

Поделись пожалуйста ошибками, которые ты раньше делал как специалист по бизнес-анализу.

На старте карьеры бизнес-аналитики слишком узко интерпретируют задачу бизнес-анализа: в первую очередь они фокусируются на вопросе «что надо реализовать» и не всегда учитывают «зачем». И я не был исключением. С опытом я стал больше внимания уделять потребностям бизнеса и их анализу. Пришло понимание, что без проработки «as is» и «to be» недостижима главная цель бизнес-анализа – разработка решения, в котором действительно нуждается бизнес.
 
Если бизнес-аналитик включается в работу после этапа «to be», то это уже не бизнес-анализ, а всего лишь анализ требований. Специалистов следует привлекать с первого этапа или давать по пройденных этапам подробную информацию.

 
Какие техники можно использовать в бизнес-анализе?

Мы в компании придерживаемся техник, которые давно определены в этой области и рекомендуются международным институтом бизнес-анализа. Их эффективность подтверждена временем. Важно только учитывать особенности их применения и подбирать индивидуально под каждый проект.

В портфолио вы можете ознакомиться с нашими проектами по бизнес-анализу. Если у вас остались вопросы, на бесплатной консультации наши специалисты могут ответить на них.