Все познается в сравнении. Согласны? Проработав несколько месяцев по новому фреймворку, мы смогли сравнить Scrum и SAFe, и в последней статье цикла хотим рассказать об основных преимуществах перехода, которые ощутила на себе вся наша QA-команда. Начнем.
Самыми очевидными и неоспоримыми плюсами стали синхронизация команд и сокращение сроков доставки конечного продукта. За счет чего это достигается?
Для наглядности будем использовать схему ниже. На нем схематически изображена работа трех команд, разрабатывающих и тестирующих продукт. Сверху представлена работа по Scrum, снизу – по SAFe.
Если вы помните, то с самого начала мы работали по Scrum. В каждой Scrum-команде проходили стандартные мероприятия: планирование в начала спринта и демо с ретроспективой в конце.
По мере того как количество команд увеличилось, нам пришлось кастомизировать весь процесс. Вызвано это было тем, что представители заказчика хотели участвовать в каждом из Scrum-мероприятий. Поэтому нам пришлось сдвинуть начало спринтов в каждой из команд на несколько дней.
Это смещение вылилось в дополнительную неделю, которая уходила на то, чтобы команды завершили все активности, запланированные на четыре спринта. При этом у нас не было промежуточных точек синхронизации, не было возможности провести интеграционный тест в формате e2e и оценить продукт до того, как работа была закончена.
Только завершив все тесты четырех спринтов, мы могли приступать к финальным интеграционным тестам и обеспечить релизное качество продукта. Даже если речь шла о небольшом релизе, проведение интеграционных тестов занимало у нас более четырех недель. Если же необходимо было обеспечить качество крупного релиза, то тесты могли проводиться в течение двух месяцев.
Что же мы получили при переходе на safe?
В SAFe все команды стартуют и заканчивают работу по спринту одновременно (это видно на нашей схеме). Это позволило нам периодически сверяться с другими командами, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном, а главное, в одном направлении.
Синхронная работа над продуктом дала нам промежуточные точки синхронизации (System Demo). Если при работе по Scrum нам нужно было продемонстрировать отдельно рабочую функциональность, которая тестировалась нашей командой, не обращая внимания на остальные команды, то теперь все стало иначе.
По окончании спринта в SAFe stakeholder’ам демонстрируется целый кусок рабочего ПО. Задача тестировщиков накануне провести регрессионное тестирование, чтобы заказчик увидел безукоризненно работающий продукт.
Благодаря промежуточным точкам синхронизации и тестированию, которое проводится предварительно, нам хватает всего двух недель HIP-спринта (о нем мы говорили тут), чтобы закончить финальные интеграционные тесты. Конечно, если речь идет про крупный релиз, то мы закладываем немного больше времени. Пусть это будет четыре недели. В любом случае это в два раза меньше, чем требовалось ранее.
Таким образом, если спринты вовремя начинаются и заканчиваются, а у QA-команды не возникает непредвиденных препятствий для своевременного окончания тестирования, то скорость доставки новой версии продукта сокращается на три недели.
Заключение
Независимо от размера команды, на которую масштабируется Agile, принципы его остаются неизменными. Поэтому не стоит бояться нововведений. Потраченные часы на изучение нового фреймворка, масса задаваемых вопросов и набитые шишки окупятся, когда QA-команда успешно встроится в большую команду разработки заказчика.
В основе SAFe – ощущение причастности к общему делу всеми участниками, когда понятен бизнес-контекст разрабатываемого решения, весь процесс и то, какую пользу принесет работа QA-команды.
Человеку свойственно сомневаться в эффективности нововведений. С самого начала мы с трудом представляли, что Agile может хорошо работать в крупной организации. Оказалось, что может. От нас потребовалось перенять ценности заказчика, разделить с ним его видение будущего решения и работы над ним.
Если вы столкнетесь с необходимостью кардинально поменять хорошо налаженный рабочий процесс, не бойтесь. Иначе ваше место займет более смелый и амбициозный партнер.