QA-стратегия для SaaS-решений: 9 шагов к надёжному ПО

17 марта 2021
Дата публикации
QA-стратегия для SaaS-решений: 9 шагов к надёжному ПО
  • Тестирование ПО
  • Автоматизация тестирования
  • Функциональное тестирование
  • Тестирование производительности
  • Обеспечение качества
В 2021 году 83% объёма корпоративных задач приходится на облачные сервисы. Глядя на эти цифры, становится очевидно, что ускорение глобальной цифровой трансформации, которая подталкивает компании быстрее выпускать ПО на фоне преодоления последствий пандемии, ― это новая реальность.

В этой статье мы подробно разобрали 9 видов тестирования, которые стоит проводить перед тем, как вывести на рынок действительно качественное SaaS-решение. Но начнём мы со следующего вопроса: «Зачем тестировать ПО на базе SaaS?»

4 причины тестировать по на базе SAAS

Ещё немного цифр: в период с 2015 по 2020 год общее число программных продуктов на основе SaaS возросло на 12%. Определённо, этот показатель ещё достигнет пика, а значит, у производителей ПО будет несколько веских поводов внедрить QA.

Причина 1. Масштабирование с умом

Такая опция, как изменение производительности программного обеспечения по запросу, помогает сократить расходы на использование облачных сервисов. Вдобавок к этому, поставщики SaaS-решений применяют механизм автомасштабирования, который определяет количество текущих пользователей и настраивает ПО в соответствии с предполагаемыми модификациями.

Причина 2. Частые и быстрые обновления

Так как процессы по исправлению дефектов и внесению новых элементов SaaS-решения проходят систематично и оперативно, регулируясь поставщиком, надёжная стратегия по обеспечению качества ― это именно то, что поможет оптимизировать выполнение такого количества тестовых сценариев.

Причина 3. Множественное использование SaaS

SaaS-системы могут интегрироваться со сторонними сервисами через API, которые нужно тестировать на безопасность, функциональность, производительность и многое другое.

Причина 4. Регулируемая архитектура

Гибкость SaaS-модели, возможность кастомизировать параметры и задавать их определённым образом ― эти и другие факторы помогают адаптировать программные решения под потребности бизнеса. При релизе ПО этому стоит уделить особое внимание, ведь одна некачественно работающая функциональность влечёт за собой изменения в коде, которые могут спровоцировать появление новых дефектов.

Стоит помнить об этом перед тем, как формировать QA-стратегию для программного продукта на основе SaaS. Читайте далее, какие виды тестирования стоит в неё включить.

9 шагов к качественному saas-решению

Эксперты компании «Точка качества» подготовили список проверок, которые стоит провести, чтобы быть уверенными в качестве выпускаемого программного продукта.


ШАГ 1. Функциональное тестирование


Оценивая все уровни связей между компонентами ИТ-решения, включая модули, их интеграции и проводя системное тестирование, QA-специалисты проверяют корректную работу функциональности. Особое внимание они уделяют изменяемым и неизменяемым интерфейсам приложения.

Стоит также иметь в виду, что даже стандартные требования охватывают десятки случаев, адаптированных к самым разным пользовательским сценариям, и именно благодаря проверке многочисленных комбинаций конфигураций, тестирование становится более точным.

Шаг 2. Тестирование производительности


В отличие от on-premise-приложений, которые остаются на сервере клиента, нагрузка программных решений на основе SaaS варьируется из-за возможной работы сразу нескольких пользователей и бесконечной масштабируемости решения. Проведение нагрузочного и стресс-тестирования помогает определять пиковые и постоянные уровни нагрузки.

Шаг 3. Тестирование совместимости


Необходимым условием для продуктов на основе SaaS является безупречная работа на различных браузерах и платформах. Перед проведением тестирования совместимости QA-команда изучает аналитику и согласовывает с клиентом, на каких из браузеров/платформ будет проведён полный цикл проверок, а для каких ― только минимально необходимый. Проверяя работу ПО на максимально возможном количестве браузеров, можно покрыть более полный спектр конфигураций тестирования и обеспечить бесперебойную работу ПО для более широкого круга пользователей.


Шаг 4. Юзабилити-тестирование


Создавая простую информационную архитектуру, обеспечивая плавные рабочие процессы и качественное взаимодействие между пользователями, а также поддерживая предсказуемость используемых функций SaaS, приложение становится более удобным в использовании, что делает клиентский опыт более позитивным. Так, юзабилити-тестирование помогает выявлять дефекты интерфейсов и логики использования программного продукта.


Шаг 5. Тестирование безопасности


Этот шаг может стать «козырем в рукаве», учитывая сколько чувствительной и конфиденциальной информации может храниться в облаке. SaaS-приложения, объединяющие различные учётные записи и роли, требуют тщательной проверки контроля доступа. Чтобы выявить уязвимости и избежать утечки данных, QA-специалисты анализируют защищённость системы и проводят тестирование на проникновение.

Шаг 6. Соответствие требованиям


Каждая индустрия имеет собственные стандарты качества. Например, электронным системам здравоохранения нужно отвечать контрольному списку HIPAA; мобильным и веб-приложениям ― нормам безопасности OWASP; GDPR помогает обеспечивать безопасное хранение и передачу данных по всему миру. Чтобы удостовериться в соответствии разработанного ПО необходимым нормам, инженеры по качеству проводят тестирование на соответствие международным стандартам и правилам.


Шаг 7. Тестирование API


При подключении к клиентским платформам и другим сторонним решениям тестирование API ― обязательный шаг для поставщиков SaaS-решений. QA-инженеры концентрируются на бизнес-логике архитектуры программного обеспечения и проводят положительные и отрицательные сценарии вызова API и анализируют ответы системного взаимодействия, убеждаясь, что всё работает правильно.


Шаг 8. Регрессионное тестирование


После внедрения новой функциональности важно удостовериться, что изменения в коде не повлияли на уже разработанную систему. Это сложный многокомпонентный процесс, который объединяет многие типы тестирования.


Шаг 9. Автоматизация тестирования


Являясь важнейшим элементом процесса непрерывной сборки, автоматизация помогает сократить время, затраченное на тестирование, оптимизировать бюджет на разработку, ускорить выход продукта на рынок и повысить эффективность команды.

Применяя подход shift-left, то есть тестирование на ранних этапах жизненного цикла, а также непрерывное тестирование, можно избежать дорогостоящих исправлений дефектов после релиза ПО, укладываясь в жёсткие дедлайны проекта.

Подводя итоги

Чтобы выйти на рынок с надёжным SaaS-приложением, стоит сделать тестирование частью ИТ-стратегии. Шаги по обеспечению качества на базе опыта наших QA-специалистов могут помочь повысить защищённость программных решений и предотвратить пользовательский отток.

Если вам нужна помощь в повышении качества SaaS-решений, то вы можете обратиться к экспертами компании «Точка качества».